ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ПОРОШЕНКОВ Е. П. (Борисоглебск) ТЕМА «СЛУЧАЙНОГО СЕМЕЙСТВА» В РОМАНЕ Л. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» И Ф. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК» Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» и роман Ф. М. Достоевского «Подросток» сближает время написания (1870-е гг.), обращение к однородным явлениям одной эпо­ хи и равная художественная сила в их освещении. Эти ро ­ маны особенно близки по характеру решения социальных проблем. С. Бычков решительно определяет «Анну К а р е ­ нину» как «крупнейший социальный р о м а н » 1), а В. Ерми ­ лов видит только один, социальный, план в романе «Под­ росток». Между тем, такое жесткое, одностороннее опреде­ ление основного пафоса романов ведет к ошибочному пред­ ставлению о характере творческого метода писателей. Если уж давать односложное определение творческому методу Толстого и Достоевского, то это скорее психологи­ ческий метод. Главный интерес авторов «Анны Карениной» и «Подростка» — не бытовая и событийная жизнь эпохи, а духовная жизнь современников, содержанием которой я в ­ ляются социальные процессы времени. Толстой и Достоев­ ский д аже в наиболее социальных романах редко прибе­ гают к прямому изображению социальных явлений, эти я в ­ ления обычно даются как переживания героя. Так, р а зл а д и хаос в общественной жизни даются в раздумьях Анны Карениной: «И все дома, дома... и в домах все люди, лю­ ди... Сколько их, конца нет, и все ненавидят друг д р у г а » 2. Толстого и Достоевского сближает способ художествен­ ного познания действительности. К социальному они идут через нравственное, психологическое, исследуя прежде все­ го психологические симптомы социальных болезней. Сле­ довательно, способ изучения ими социальных отношений не прямой, а косвенный, опосредованный. В конечном итоге, косвенный путь художественного исследования социальной жизни приводит больших художников к верному отобра­ но

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=