ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
во заметил, что «непосредственность, искренность, по Тол стому... всегда нравственна и противостоит лицемерной, надуманной общественной морали» 7. В связи с этим искрен ность литературы также становилась началом, противостоя щим ложному искусству и лицемерным общественным отношениям, что, несомненно, импонировало Толстому. Искреннее искусство — это искусство правды, за которое всю жизнь бился Толстой, ибо для него, как очень точно отмечает Е. Н. Купреянова, правда жизни — «это все», что искажается, заслоняется, скрывается, «замазывается», «люд ской л ож ью » 8. И в этом случае толстовская оценка лите ратуры «Отечественных записок», как искренней и превос ходной, естественно, приобретает особую знаменательность. Необходимо учитывать и еще один важный момент, сближавший Толстого и народническую беллетристику «Отечественных записок». В послекризисную эпоху в худо жественном методе Толстого все усиливается откровенно критическое начало, стремление к неприкрытой тенденциоз ности, к заостренно-оценочному изображению характеров. Эти же качества, и, пожалуй, в еще большей мере (что при водило порою к снижению эстетических достоинств произ ведений), были присущи беллетристам-народникам из «Отечественных записок». Все это сближало Толстого и бел летристику «Отечественных записок» и идейно, и художест венно. Поэтому едва ли справедливо, как это у нас еще встречается, говорить об идейной противоположности Тол стого и литературного народничества. Самобытный мыслитель, Толстой настороженно-скепти чески относился к ортодоксально-народническим доктринам. Идеолог народничества Н. К. Михайловский как философ ка зался ему легковесным. В Глебе Успенском Толстому не нравилось, что «к своим прекрасным изображениям народа он постоянно примешивает разные идейки свои, и идейки — довольно м е л к и е 9. А об изложенной ему Златовратским весной 1884 г. народнической программе заметил в днев нике: «Надменность, путаница и плачевность мысли порази тельна» (49, 73). Но, как и народникам, Толстому, для ко торого так же характерна общедемократическая н апр ав ленность творчества, чужд новый, «укладывающийся» строй—капиталистический. «Для Толстого,— писал В. И. Л е нин,— этот «только укладывающийся» буржуазный строй рисуется смутно, в виде пугала — Англии. Именно пугала, ибо всякую попытку выяснить себе основные черты общест 5* 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=