ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

существует досадный пробел: отсутствие специальных ис­ следований, характеризующих отношение великого писателя к современным ему газетам и журналам» 3. Не стал исклю­ чением в этом плане и вопрос о взаимоотношении Толстого с «Отечественными записками», частью которого является оценка писателем народнической беллетристики этого ж у р ­ нала, проливающая, кстати, свет на идейно-эстетические связи толстовства и народничества. Следует еще раз повторить, что конкретный оценочный материал, которым мы располагаем, невелик. Пожалуй, наибольший интерес представляет не дошедшее до нас пись­ мо Толстого к Щедрину, которое сатирик расценил как «диковинное». В октябре 1881 г. Щедрин сообщал Г. 3. Ели ­ сееву: «Я получил от Льва Толстого диковинное письмо. Пишет, что он до сих пор пренебрегал чтением русской ли ­ тературы, и вдруг, дескать, открыл целую новую лит ера ­ туру превосходную и искреннюю — в «Отечественных запис­ ках»! И это так его поразило, что и он отныне намерен писать и печатать в «Отечественных з апи с к а х » 4. Сотрудни­ чество Толстого в «Отечественных записках» не состоялось. Тем не менее толстовский отзыв весьма показателен, в осо­ бенности если учесть, что сделан он в переломный для писателя год. Свидетельства мемуаристов позволяют судить о том, что с середины 70-х гг., когда Толстой со все большей по­ следовательностью и настойчивостью ищет выход из опу­ тавших его сомнений, он начинает довольно пристально сле­ дить за некрасовским журналом, с интересом читая р ас ска ­ зы Гаршина, приветствуя «Письма из деревни» Энгельгард- та, «смеясь до слез» над щедринским «Разговором мальчика в штанах и мальчика без штанов» 5. Перелом в мировоззрении Толстого сопровождался пере­ смотром эстетических позиций и одновременно качественны­ ми изменениями в художественном методе. Показательно признание писателя, что начало 80-х гг. было для него «са­ мым горячим временем разочарования в том, что в нашем мире признается искусством» (30, 273). В эстетике Толстого на первый план выдвигается требование нравственного от­ ношения к предмету изображения, необходимость творить своим искусством добро, служить ему. Толстой не устает подчеркивать ведущую роль искренности в искусстве, кото­ рая неотделима для него от проповеди самого нравственно­ го, то есть религиозного идеала б. Э. А. Каримов справедли­ в о

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=