ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
ский занял почетное место в произведениях Слепцова Н Успенского, Решетникова, т акже как у Толстого. «Таким образом,— делает вывод М. П. Николаев,— у ведущего от ряда прогрессивных писателей труд, в связи с демократи за цией литературы, постепенно становится важнейшим крите рием в определении моральных качеств человека» 20. В 60—70-е гг. широко разрабатывается тема деревни, жизни крестьянина. В разработку этой темы много нового, специфического внесли разночинцы-демократы. Со страниц «Подлиповцев» Решетникова, «Степных очерков» Левито ва, рассказов и очерков Н. Успенского, художественно-до кументальных циклов Г. Успенского вставала патриархаль ная деревня дореформенной и пореформенной России. Р а з ночинно-демократическая линия в изображении деревни н а метилась в этот период совершенно отчетливо (хотя внутри ее было много различных, нередко противоречивых тенден ций). Историко-литературный материал свидетельствует, что во многом писатели-демократы соотносили свои взгляды с воззрениями одного из лучших знатоков деревни — Толсто го (причем нередко воспринимали толстовские убеждения полемически). Обратимся к творчеству Г. Успенского. Уже современники видели много общего в «крестьянских прист растиях» двух художников и мыслителей. М. Е. Салтыков- Щедрин писал Н. К- Михайловскому: «А между тем, Толстой и Успенский только и бредят мужичками; вот мол кто истин ную веру н аш е л » 21. Впоследствии М. Горький также отме чал родство Г. Успенского как автора «Власти земли» со Львом Толстым, с «его убеждением в спасительности кре стьянского труда на земле» 22. Стремясь постичь суть «земледельческого типа», «земле дельческого миросозерцания», Успенский исследует, наряду со встреченными им и заинтересовавшими его в реальной действительности народными характерами , образ толстов ского Платона Каратаева. По мысли Успенского, Платон является «типическим лицом, в котором наилучшим образом сосредоточена одна из самых существенных групп х а р а к тернейших народных свойств», даны «типические, наши н а родные черты»; эти «типичнейшие черты духа» шли «из с а мых недр природы, от вековечного, непрестанного сопротив ления с ней, с ее вечной лаской и вечной враждой». В России, приходит к выводу Г. Успенский, «народные му жицкие черты должны быть первенствующими» 23. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=