ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
сти» ограничивается лишь вторым планом — показывает, как его герой познает окружающий мир. При сопоставлении повести Воронова с произведениями Аксакова и Толстого обращает на себя внимание следую щий факт: в вопросе о стадиях развития ребенка Воронов расходится с этими писателями. Толстой и Аксаков повест вовали о естественной смене в жизни ребенка из дворян ской среды разных возрастных периодов. Детство сменялось отрочеством, которое затем переходило в юность. Детство, отрочество, юность — классические «эпохи развития». Воронов же считает, что жизнь мальчика-плебея лишена классической законченности и определенности. Отрочество, ио мнению писателя, благодаря судьбе-мачехе, жестокой к плебею, вообще выпадает из системы этих самых «эпох». «Теперь мне уже одиннадцать-двенадцать лет,— пишет а в тор «записок»,— и почему бы, кажется, период, начинаю щийся хоть с этого времени, не назвать отрочеством? Д а просто потому, что в этот период едва ли хотя на йоту из менился мой образ жизни, мое положение в семействе, мои понятия, наконец, закованные в тяжелые кандалы, дома и вне его ...что значат все возрасты, как не одно продолжи тельное детство?» 18. Данное обстоятельство послужило при чиной не только композиционных, но и жанровых изменений в произведениях Воронова. Исключение «отрочества» из «эпох развития» разночинца привело к тому, что вместо трилогии Вороновым была создана дилогия 1Э. Толстовский способ изображения внутреннего мира че ловека обогатил творческую манеру Воронова, других бел- летристов-демократов, которые, обладая скромным художе ственным дарованием, все-таки сумели проникновенно пове дать о том, как детство и юность плебея при всей тяжести жизненных обстоятельств дают плодотворные импульсы для развития положительных задатков в натуре человека. И пурть эти благороднйе задатки жестоко и беспеременно сокрушит потом «взрослая» жизнь, пусть «крепости» и «ады», заставив восторженного юношу пройти «сквозь огонь, воду и медные трубы», побудят его во многом усом ниться — воспоминание о детских и юношеских годах будет врачевать душевные раны героя, поддерживать в нем веру в возможность лучшего. В произведениях Толстого и писателей-демократов не мало образно-тематических перекличек. М. П. Николаев справедливо гтолагает, что труд, и прежде всего физиче 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=