ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

мастерству, не могли не воспринять их богатого поэтиче­ ского опыта; с другой,— писатели-демократы с полемической заостренностью рассказали о детстве разночинца. Помялов ­ ский («Очерки бурсы»), Никитин («Дневник семинариста»), Левитов («Лирические воспоминания Ивана Сизова», «Моя фамилия»), Н. Успенский («Брусилов», «Студент», «Дека- лов»), Решетников («Ставленник») в полный голос загово­ рили о пробуждении чувства личности у «плебея», о его даровитости. Полемика с Толстым и Аксаковым (она была связана во многом с тяготением разночинцев к революционной де­ мократии) 13 не исключала их ученичества у своих более опытных современников. Обратимся хотя бы к творчеству М. А. Воронова. Стремясь показать определенные возраст­ ные и психологические изменения у своего героя, Воронов учился у Толстого его методу художественного и зобра­ жения «эпох развития» человека. Заключенная в образе Николеньки Иртеньева большая сила художественного обобщения плодотворно ск азалась на изображении Вороно­ вым образов Миши («Детство и юность»), Вани Копьева («Тяжелые годы»), героя, от лица которого ведется повест­ вование («Братья -разбойники» ). Толстой стремился выяснить объективные закономерно­ сти развития человека, социально-психологические особен­ ности формирования личности в годы детства, отрочества и юности. Чернышевский, говоря о специфике реалистическо­ го метода Толстого, констатировал, что внимание его «бо­ лее всего обращено на то, как одни чувства и мысли р а з ­ виваются в других», «как мысль, рожденная первым ощу­ щением, ведет к другим мыслям, увлекается дальше и дальше», на «уловление драматических переходов одного чувства в другое » и . Заметим, что А. В. Чичерин удачно н азвал свою статью о «Детстве», «Отрочестве», «Юности» Толстого — «Трилогия тревожных исканий» 15. Действительно, Толстой с гениальной силой показал «тревожные искания» молодого человека, вступающего в жизнь, взаимодействие прямо противоположных свойств в натуре отрока. «Толстой показывает, как среда, в которой жил его ге­ рой, отрицательно влияет на него и как герой пытается про­ тивостоять среде, возвыситься над нею»,— пишет Б. И. Бур- сов ,6. Мастерству воссоздания процесса развития молодого человека и учился Воронов у Толстого. Все время памятуя 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=