ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Помяловский. Сошлемся на мнение по этому вопросу И. Г. Ямпольского. Считая «Очерки бурсы» своеобразным «Детством» писателя, исследователь пишет о Помяловском: «...он сознательно противопоставляет свое детство детству, описанному Толстым и Аксаковым, условия, в которых рос плебейский ребенок,— картине воспитания б а р и ч а » 10. Н. И. Ждановский т акж е считает, что в «прямую полемику с писателями-дворянами автор «Очерков бурсы» вступает неоднократно» “ . Действительно, Помяловский не упускал случая открыто полемизировать с писателями, выходцами из дворянства, изображавшими радужными красками дет ство, отрочество и юность своих героев. Помяловский в очерке «Бегуны и спасенные бурсы» счел необходимым ска зать о детстве совсем другое: «Все уверены, что детство есть самый счастливый, самый невинный, самый радостный период жизни, но это ложь: при ужасающей системе наше го воспитания, во главе которой стоят черные педагога, ли шенные деторождения,— это самый опасный период, в кото рый легко развратиться и погибнуть навеки». Р асска зав о страшном бесприютном детстве Азинуса, писатель с не скрываемой иронией заметил: «Вот так младенчество — лучшая пора нашей жизни!» («Женихи бурсы»). Эти стро ки являются, в сущности, прямым полемическим откликом на автобиографические произведения Аксакова и Толстого. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней. Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»,— писал Толстой в гл а ве XV «Детства». Полемическими откликами на автобиографические про изведения Толстого и Аксакова полны лирические очерки Левитова. «Как глубоко я завидую людям,— признается ге рой «Моей фамилии»,— которые имеют право, с светлой р а достью на измятых жизнью лицах, говорить про свое дет ство, как про время золотое, незабвенное... я не желаю по вторения моего детства, если бы д аж е это было во змож но,— никогда не назову его ни золотым, ни д аж е ж е ле з ным» 12. Говоря об отношении Помяловского, Левитова, Вороно ва и других писателей-демократов к Толстому и Аксакову, следует учитывать, что это отношение было как бы двоя ким: с одной стороны, писатели-демократы, вступавшие на литературное поприще и жадно учившиеся художественному 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=