ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
това, известный писатель-демократ Ф. Д. Нефедов, в биогра фических записках о Левитове зафиксировал факт бурного, восторженного обсуждения только что появившегося в печати произведения Толстого: «Гениальная вещь... Я до сих пор не могу освободиться от этих ужасов войны, от этой массы изуродованных и умирающих людей, целого моря пролитой человеческой крови...»,— возбужденно говорил Левитов, а его собеседник, как вспоминает Нефедов, восклицал: «Нет, что за характеры, что за образы... Пьер Безухов, Наташа , оба Болконские, Ростовы, солдатик Каратаев... Это целый мир, созданный фантазией великого художника, целая эпо пея, в которой отразилась жизнь не одного только русско го народа, но и всего запада, в данный момент истории...» 6. С влиянием автора «Севастопольских рассказов» с в я за на, на наш взгляд, художественная разработка темы Сева стополя в рассказе Левитова «Сапожник Шкурлан» (1863). Шесть могучих сыновей вырастил Шкурлан, прозвища им дал в честь героев минувших сражений: «одного он князем Кутузовым звал, другого Паскевичем, третьего Дибичем». В тяжелую годину, «как раз перед Севастополем» привел отец своих сыновей («Иду,— говорит,— я ребят в солдаты отдать всех до одного человека, потому враг на нас идет многочисленный...»). Защи та Севастополя стоила жизни сыновьям сапожника-патриота, тяжело переживает он по терю: «А горе у него, должно быть, в самом деле велико было, потому истинно, что всеми своими кровями кричал про него Шкурлан по ночам и будил нас... Будил нас теми своими криками страшными, как голос доможила, когда он «к худу» вещает...» 7. Л е в и т о в 8 «находился под могучим, охватывающим все существо человека, впечатлением»9 не только от романа «Война и мир», «Севастопольских рассказов»; определенное воздействие на Левитова, как и на других писателей-демо кратов, оказали автобиографические жанры Толстого. Произведениям писателей-демократов автобиографиче ского жанр а предшествовали вошедшие в золотой фонд классической русской литературы автобиографические про изведения Толстого («Детство». «Отрочество». «Юность»), С. Т. Аксакова («Семейная хроника», «Детские годы Баг- рова-внука» ). Естественно, такие значительные произ ведения русской литературы не могли не оказать определенного влияния на писателей-демократов. В частно сти, не прошел мимо произведений Толстого и Аксакова 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=