ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

В юношеских мечтах Николеньки о подвиге намечена про­ грамма самоусовершенствования: «И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю... Я сделаю луч ­ ше. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною» (7, 330). Действительно, Толстой хочет подчеркнуть, что Ни- коленька пойдет вслед за Пьером и князем Андреем. Про ­ снувшись, мальчик испытывает чувство любви к людям — своему воспитателю, «доброму и хорошему» Десалю, восхи­ щается Пьером: «А дядя Пьер! О, какой чудный человек!» Князь Андрей остается для сына высшим идеалом: «А отец? Отец! Отец! Да , я сделаю то, чем бы д аж е он был доволен» (7, 330). Здесь много романтического в чисто толстовском понимании этого слова — человеку всегда должно быть свой­ ственно стремление к великой цели, которая достигается только на путях сближения с народом. Дети принимают эс­ тафету из рук отцов: смысл жизни в служении людям. Ставя проблему отцов и детей, Толстой изображает про­ цесс своеобразной демократизации дворянства в эпоху Оте­ чественной войны 1812 г. «Нашим князем» называли солдаты князя Андрея, и в его уста Толстой вложил известные слова, которые должны 'были выразить настроение армии и народа, вступающих в поединок с наполеоновским нашествием при Бородине. Все, что пережил Безухов в плену, наложило на него не­ изгладимый отпечаток, и это заметила чуткая Наташа : «Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий, точно из бани, ты понимаешь? — морально из бани. Правда? — Д а ,— сказала княжна Марья,— он много выиграл» (7, 254). Д л я Толстого и в этом случае важно подчеркнуть возникший у героя контакт с людьми из народа: «Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по-своему его слуга­ м и — Терентием и Васькой. Они находили, что он много по­ простел» (7, 236). Глубина реализма Толстого выражается именно в том, что, оставаясь помещиками, герои так и не находят настоя­ щего пути к народу. Но писатель убежден в необходимости поисков и уверен в их успехе; для него жизнь — это вечная тревога, борьба и труд, неодолимое движение вперед, поэто­ му перспектива, намеченная Толстым, совершенно верна и столь же прогрессивна, как и программа Чернышевского. Поднятая из самых глубин русской жизни, остро совре­ менная для 60-х гг. XIX в. проблема отцов и детей относит­ 12

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=