ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ее малого объема. Но на этом исчерпывается общность эпо­ пеи Толстого и «Рославлева» Загоскина. Д ал е е следует го­ ворить о колоссальных различиях, фиксация которых сама по себе раскрывает своеобразие и силу Толстого как вели­ чайшего художника критического реализма. В «Рославлеве» прежде всего нет художественной глу­ бины проникновения в закономерности изображаемого исто­ рического процесса. Загоскин, хотя и декларирует народный характер войны 1812 г., в действительности не показывает и не понимает подлинных истоков народного движения. Мужики З а г о с к и н а— это не носители народного духа, а бо­ лее или менее удачно обрисованные лица с некоторыми приметами речи, одежды, жестов простолюдинов. Народ у Загоскина — придаток дворянства, верховной власти. Н а ­ род у Толстого — это, хотя и роевая, но самостоятельная, могучая по своим потенциям сила. Не случайно поэтому В. И. Ленин отмечал, что «до этого графа подлинного мужи ­ ка в литературе не было» б. Истолкование военных событий у Загоскина не выходит за рамки официальной историографии. Загоскин полемизи­ рует лишь с зарубежными авторами. Толстой опрокидывает всю дворянско-буржуазную, а тем более официозную исто­ рическую науку. Он доискивается сокровенного смысла со­ бытий, раскрывает военные эпизоды 1812 г. в общей цепи человеческих деяний, интегрируемых к тому же в капиталь ­ ных общественных принципах — принципах добра и зла. Толстой охватывает все сферы жизни, все слои русского и западноевропейского общества начала XIX века. Загоскин ограничивается узким кругом лиц и событий, сосредоточив внимание на эпизодах, связанных с личной судьбой цент­ рального персонажа-романа. Критика военных действий и стратегия 1812 г. у З а го с ­ кина распространяется только на неприятельскую сторону. Критика Толстого направлена также и против отечествен­ ной бюрократии, против придворных кругов, включая Алек­ сандра I. В этом пункте в особенности наглядно просту­ пают различия. «Рославлев» — произведение монархиче­ ской концепции, «Война и мйр» — произведение, выразив­ шее критическую точку зрения на всю систему обществен­ ных отношений, которые противоречили принципам добра и справедливости. Шаг, сделанный Толстым,— это ша г в сторону народа. Сословный дворянский патриотизм, на ко­ тором построена идея «Рославлева», не мог удовлетворить 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=