ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

рвется в «дело», в атаки «ходит с полком». В полку он один из самых уважаемых офицеров. Достойны внимания и такие частности: невеста Рославлева (Полина) после по­ молвки в отсутствие своего жениха влюбляется в Синекура, воплощающего чуждую, ненавистную Рославлеву среду ино­ племенных захватчиков. Невеста Болконского (На таша Р о ­ стова) также после помолвки увлекается человеком, мо­ ральные принципы которого (Курагин) составляют полную противоположность принципам Болконского. Сходно также состояние инертности, отрешенности от мира Рославлева и Болконского в тот момент, когда тот и другой теряет неве­ сту. Очень важно отметить, что личная кризисная полоса преодолевается и Рославлевым и Болконским участием в общей борьбе против иноземных захватчиков. Наконец, у Толстого На т аша осознает и искупает свою «вину» у посте­ ли умирающего Болконского, у Загоскина умирает сама героиня, допустившая роковую ошибку. Имеет место и эпи­ зод «исповеди» — Н а т а ш а — у постели смертельно раненого Болконского, умирающей Полины — в момент встречи с Рославлевым в Дрездене. Подчеркнем еще раз: отмеченные совпадения (тем более совпадения некоторых сюжетных положений) ни в коей ме­ ре не свидетельствуют о так называемом «влиянии» З а го с ­ кина на Толстого. И все же рассматривая эти очевидные пересечения сюжетных «ходов» как стремление двух писа­ телей отразить одну и ту же историческую эпоху в острых драматических коллизиях, нельзя не признать, что Толстой активно учитывал и как историк, и как художник предшест­ вующий опыт Загоскина. Толстому была понятна (и это вошло в роман «Война и мир») центральная идея «Рослав ­ лева» — идея патриотического подвига русских людей, су­ мевших отстоять свою независимость. Толстой близок к З а ­ госкину в раскрытии логики и роли патриотического дви­ жения в стране. Есть общее между Загоскиным и Толстым в оценке преимуществ «усадебной» жизни перед жизнью столичных дворянских верхов. Толстой не только воспри­ нял, но и усилил критику антигуманных бессмысленных действий Наполеона как завоевателя. Толстому импониро­ вало в романе Загоскина отсутствие парадности в и зобра­ жении войны, стремление к наглядности, натуральной вы­ пуклости в обрисовке батальных событий. Связь «Войны и мира» с «Рославлевым» может быть прослежена и по сти­ левой линии, что не входит в замысел данной статьи ввиду 116

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=