ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Не исключено, что Толстой мог со вниманием отнестись к попытке Загоскина сблизить патриотические устремления наиболее деятельных представителей усадебного дворянст ва (далеких от светской среды) и народа, объединенных общей борьбой с иноземными захватчиками. Правда, Тол стой, в отличие от Загоскина, показывает случаи неповино вения крестьян своим господам (вспомним бунт в Богуча- рове). Однако этот момент дан как нехарактерный для всей крестьянской массы случай. В остальных же эпизодах у Толстого, как и у Загоскина, доминирует идея общена ционального единства между народом и лучшей частью дворянства (категория «лучшей» Толстым понимается, р а зумеется, иначе, чем Загоскиным). Уместно напомнить, что различия между людьми, оценка их достоинств осуществ ляется в романе «Война и мир» не столько по классовому, сколько по моральному принципу. Одним из показателей полноценности личности Толстой считал органическую слит ность устремлений человека с интересами своей нации, глубину патриотического чувства. Этот критерий широко применяется и Загоскиным, хотя тут же надо отметить, что Толстой неизмеримо выше Загоскина в развитии данного принципа, прежде всего в том, что патриотические чувства личности Толстой никогда не отождествлял с верноподдан- ничеством. В романе Загоскина эти принципы едва ли не однозначны. Мы не разделяем позиции тех исследователей, которые склонны придавать слишком большое значение совпадени ям или повторениям отдельных сюжетных деталей. Д л я нас важна общая концепция писателя, реализуемая в идейном содержании произведения. Но отметить такие совпадения в целях более широкого понимания типологии литературного процесса иной раз небесполезно, в особенности если рас сматривать их как отражение сходных психологических и социально-бытовых ситуаций. Выше уже говорилось о том, что отношения Рославлева к посетителям салона Радугиной в Петербурге напоминают отношения Андрея Болконского к салону Шерер. К этому можно добавить, что и дальнейшее развитие сюжетной ли нии Рославлева заставляет вспомнить развитие сюжетной линии образа Болконского. Из Петербурга Рославлев, как и Болконский, отправляется в деревню, а оттуда на войну, в полк. В армии Рославлев — адъютант при генерале, но, как и Болконский, который служил в штабе Кутузова, 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=