ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
роение одной и той же иерархической прослойки (аристо кратические верхи), уродливой и фальшивой по своим мо ральным принципам, чуждой патриотическому движению 1812 года. Загоскин осуждает ее, как и Толстой. Любопытны в этой связи и такие моменты: главный ге рой романа Загоскина Рославлев, молодой дворянин, пыл кий патриот, скептически относящийся к светской знати, чувствует себя в салоне княгини Радугиной (своей родст венницы) так же неуютно, как и Андрей Болконский в са лоне Шерер. Совпадение этих аспектов в раскрытии духов ного облика передовых представителей дворянской молоде жи начала XIX века несомненно, хотя в целом нельзя считать, что Рославлев и Болконский это один и тот же тип. Речь идет лишь о близости отдельных элементов х а рактеристики. Антитезу светская знать — усадебное дворянство З а го с кин переносит на изображение армейских кругов. В романе «Рославлев» храбрым офицерам, таким, как Зарядьев, Сур- ский, Зарецкий, Рославлев, противопоставлены отпрыски аристократических сословий — князь Блесткин и др. Одним из первых в русской исторической прозе Загоскин показы вает, что карьеризм и тщеславие оставались и в условиях военного времени главными принципами морального пове дения «золотой» дворянской молодежи, вследствие чего у нее наблюдается не только стремление выслужиться, но и панический страх перед малейшей опасностью, полное отъ единение от солдатских масс, неспособность к активным боевым действиям, отсутствие патриотизма. Эти же пороки, как известно, с редкой обличительной силой были раскрыты Толстым в изображении «штабной» знати (Жерков, Не- свицкий и д р .) . В романе Загоскина Толстому, несомненно, импониро вало сатирическое отрицание французомании, равно как и ироническая оценка тщеславных завоевательских устремле ний наиболее агрессивных кругов французских военачаль ников. Элементы такой иронии были не только восприняты, но и резко усилены в романе «Война и мир» (образ Н а полеона). Толстой с сочувствием мог прочитать строки, где говорится о «варварском» распоряжении Наполеона взор вать Кремль в момент отступления из Москвы, о «гениаль ных причинах», побудивших французского императора к «сему безумному и детскому мщению» (сравнение Наполео на с ребенком появится затем в «Войне и мире»), об об 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=