ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

ширяется функция приема контрастного сопоставления портретных деталей, приема, который играет большую роль в создании портрета Печорина. У Толстого этот прием под­ чинен выражению одновременно переживаемых героями противоречивых чувств. Расширение функции приема конт­ растного сопоставления портретных деталей в творчестве Толстого проявилось в создании контрастных п ар алл ел ь ­ ных портретов (Н а т аша Ростова — Элен Безухова, Кити — Анна, Долли — Стива Облонский, Анна — Каренин и т. д.), значение которых не только в том, «чтобы, сравнивая худ­ шую вещь с лучшей, показать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая необыкновенную вещь с обыкновен­ ной, чтобы дать о ней ясное понятие» (т. 1, стр. 179). Со­ поставляя портретное изображение по принципу п араллель ­ ного контраста, Толстой часто показывает воздействие, влияние одного героя на судьбу другого, бла годаря чему герои поворачиваются к читателю своими новыми гранями. В этом отношении интересны портреты Кити в розовом платье и Анны в черном на московском бале или п а р а л ­ лельные портреты супругов Облонских в момент их ссоры и др. Если во вступительной портретной характеристике Анны, Анны, умиротворяющей, несущей людям радость, подчеркивается «ласковое», «нежное», «дружелюбное» вы­ ражение ее лица, то Анна в черном платье, в которой было что-то «бесовское и прелестное», оказывается способной приносить юным сердцам страдание, разрушать их н а ­ дежды. Таким образом, такие качества психологического порт­ рета Толстого, как «движущийся», «текучий» и «действен­ ный», «активный» тесно взаимосвязаны. В поисках средств создания «движущегося»* «текучего» портрета, подчиненного раскрытию «диалектики души» че­ ловека, Толстой обращался к мастерству Лермонтова-порт- ретиста, значительно расширяя и углубляя художественные приемы лермонтовского психологического портрета. Примечания Ч. А. П. Р у б е н о в и ч . JI. Н. Толстой о Лермонтове. Труды Иркут­ ского университета, т. 33, серия литературоведения и критики, вып. 4, 1964; А. И. Б и р ж и ш к о . Кавказские встречи Л. Н. Толстого с Лермон­ товым. Уч. записки Московского областного пединститута, т. 15'2, рус­ ская литература, вып. 10, 1964; А. И. Б и р ж и ш к о . Творчество М. Ю. Лермонтова в системе эстетических воззрений и оценок Л. Н. Толстого в 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=