ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

лестном, детском личике, с губкой, покрытою черными во­ лосиками. «Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, ж а л ­ кое, мертвое лицо», (т. 10, стр. 41). И старику Болконскому «ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сдела­ ли?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо». От природы наделенная физической обаятельностью, непосред­ ственная, но небольшого ума маленькая княгиня, «милый, веселый ребенок», способна была воспринять лишь внеш­ нюю сторону жизни большого света. Понимать вещи серь­ езно и глубоко ей не дано было. Однако жизнь поверну­ лась к княгине своей суровой стороной и вызвала у нее скорбное, наивное удивление. «Милый, веселый ребенок» был обижен: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» У Николеньки Болконского короткая, как у матери, верх­ няя губка. Как бы ни был незначителен человек, но пребы­ вание его на земле не проходит бесследно. Таким образом, повторяющаяся деталь в наружности действующего лица у Толстого может быть связана с глубокой философской идеей произведения, в данном случае с идеей о смысле человеческого существования, с вопросом: «Что я такое с моими желаниями?.. Зачем я живу?» В «Войне и мире» и «Анне Карениной» значительной является роль авторского комментария к портрету или портретной детали. Но, в отличие от портретных описаний у Лермонтова, толстовские комментарии подчинены, в основ­ ном, выявлению главной психологической черты в х а р а к ­ тере персонажа: Это привело к постепенному сокращению, лаконичности комментариев к портрету у Толстого, сведе­ ние их иногда к нескольким словам или к одному слову, которое становится характеристикой персонажа. Например, слово «порох», сказанное гостьей Ростовых о Наташе-девоч- ке, подытоживает впечатление от ее портрета. К вступи­ тельной портретной характеристике Стивы Облонского очень подходит фраза : «Все образуется»,— сказанная его камердинером, и которую он с удовольствием повторяет. Анна Каренина несколько раз по ходу действия романа го­ ворит, что ее образ мыслей «женский», а потом с большой силой страсти- она заявит о себе: «Я живая женщина». Именно эта психологическая особенность героини, полнота жизни, ■богатство душевных сил раскрывается в ее первой же портретной характеристике. В произведениях Толстого предельно углубляется и рас ­ 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=