ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
лестном, детском личике, с губкой, покрытою черными во лосиками. «Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, ж а л кое, мертвое лицо», (т. 10, стр. 41). И старику Болконскому «ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сдела ли?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо». От природы наделенная физической обаятельностью, непосред ственная, но небольшого ума маленькая княгиня, «милый, веселый ребенок», способна была воспринять лишь внеш нюю сторону жизни большого света. Понимать вещи серь езно и глубоко ей не дано было. Однако жизнь поверну лась к княгине своей суровой стороной и вызвала у нее скорбное, наивное удивление. «Милый, веселый ребенок» был обижен: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» У Николеньки Болконского короткая, как у матери, верх няя губка. Как бы ни был незначителен человек, но пребы вание его на земле не проходит бесследно. Таким образом, повторяющаяся деталь в наружности действующего лица у Толстого может быть связана с глубокой философской идеей произведения, в данном случае с идеей о смысле человеческого существования, с вопросом: «Что я такое с моими желаниями?.. Зачем я живу?» В «Войне и мире» и «Анне Карениной» значительной является роль авторского комментария к портрету или портретной детали. Но, в отличие от портретных описаний у Лермонтова, толстовские комментарии подчинены, в основ ном, выявлению главной психологической черты в х а р а к тере персонажа: Это привело к постепенному сокращению, лаконичности комментариев к портрету у Толстого, сведе ние их иногда к нескольким словам или к одному слову, которое становится характеристикой персонажа. Например, слово «порох», сказанное гостьей Ростовых о Наташе-девоч- ке, подытоживает впечатление от ее портрета. К вступи тельной портретной характеристике Стивы Облонского очень подходит фраза : «Все образуется»,— сказанная его камердинером, и которую он с удовольствием повторяет. Анна Каренина несколько раз по ходу действия романа го ворит, что ее образ мыслей «женский», а потом с большой силой страсти- она заявит о себе: «Я живая женщина». Именно эта психологическая особенность героини, полнота жизни, ■богатство душевных сил раскрывается в ее первой же портретной характеристике. В произведениях Толстого предельно углубляется и рас 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=