ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
венное освещение внешности героя позволяет Толстому по ка зать его многогранно. Разные действующие лица по-разному воспринимают того или иного персонажа. Возникает не одно, а несколько впечатлений-суждений. Портрет героя как бы поворачи вается, движется перед нами, отсвечивая всеми своими г р а нями. Стремясь открыть естественное, натуральное в чело веке, Толстой рассматривает его в движении, во времени. Художественный прием повторения портретной детали свя зан именно с этой главной его задачей. Придя еще в н а чале своего творческого пути к мысли о том, что «описать человека собственно нельзя; но можно описать, как он на меня подействовал» (т. 46, стр. 67), Толстой выделяет во внешности героя какую-то особую примету, которая выра жа е т главную черту в его характере и показывает, как действует эта его особенность на других людей. В этом от части секрет действенности, активности толстовского порт рета. Представляя маленькую княгиню Болконскую, Тол стой сразу же говорит о характерной черте в ее внешно сти: хорошенькой верхней губке с черными усиками и о том, как действует княгиня своим физическим обликом на окружающих. Д л я посетителей салона Анны Павловны Шерер она хорошенькая, веселая, обаятельная женщина. Скучающий взгляд князя Андрея выдает его нерасположе ние к гостям Анны Павловны: «Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое ли цо, он отвернулся от нее» (т. 9, стр. 17). Д л я княжны Марьи — Ли з а «милый, веселый ребенок». Старый князь Бол конский, наблюдая, как «короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка...», «все строже и строже смотрел» на княгиню «и вдруг, как будто достаточ но изучив ее и составив себе ясное о ней понятие, отвер нулся от нее...» (т. 9, стр. 120, 125). Суждения персонажей о Ли зе Болконской разные, и все они верны. Последний штрих к портрету Ли зы как бы обобщает впечатления и з а ключает в себе авторскую эмоциональную оценку героини. Когда князь Андрей вошел в комнату жены, «она мертвая л еж а л а в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на оста новившиеся глаза и на бледность щек, было на этом пре ют
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=