ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
вела при первой же встрече на Печорина «высокая, тонень кая», с черными глазами «как у горной серны», которые «так и заглядывали к вам в душу», не умевшая говорить по-рус ски девушка. Композиция психологического портрета у Толстого под чинена раскрытию «диалектики души» человека. Но и зобра жение человеческой психики в движении, в противоречивых изменениях не являлось у Толстого самоцелью. Он заявлял : «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила по требность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя» (т. 62, стр. 269). Эта «потребность» опре делила сюжетную функцию толстовского психологического портрета. Писатель исходил из того, что портретное опи сание не должно перебивать рассказ. Известно, ка к был до волен Толстой удачно найденной сюжетной ситуацией в «Анне Карениной» — попытке к самоубийству Вронского, ибо эта ситуация была, по его словам, «органически необ ходима» для дальнейшего развития действия. Эта находка писателя вызвала восхищение таких критиков, как Н. С тра хов, К- Леонтьев. Чтобы довести Вронского до самоубий ства, необходимо было унизить его в его собственных г л а зах. Только таким путем можно было нарушить его нр ав ственное равновесие,— писал К. Леонтьев11. З а психологи ческой подготовкой Вронского к попытке самоубийства кри тик признавал «чисто научное достоинство. До того она верна. Нам здесь важно заметить, что в этой психологиче ской подготовке Вронского чрезвычайно существенную роль играет портрет умирающей ' Анны. Вронский теряет равновесие, твердость духа, испытывает жгучий стыд имен но потому, что он унижен в глазах любимой женщины, страдания которой пробуждают в нем мучительное созна ние своей вины. О повторяющейся портретной детали в произведениях Толстого писали многие исследователи, при этом ук а зыв а лось на преемственность этой художественной особенности от Лермонтова. Неоднократное повторение одной и той же приметы внешности у действующих лиц в произведениях Толстого исследователи объясняют стремлением зап ечат леть в памяти читателя конкретный, реально-чувственный облик своих п ер сон аж ей 12. Однако у Толстого функция приема повторения портретной детали этим не ограничи вается. Герои его даются в восприятии многих персонажей, освещаются как бы перекрестными в з г л я д а м и 13. Множест 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=