ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

вела при первой же встрече на Печорина «высокая, тонень­ кая», с черными глазами «как у горной серны», которые «так и заглядывали к вам в душу», не умевшая говорить по-рус­ ски девушка. Композиция психологического портрета у Толстого под­ чинена раскрытию «диалектики души» человека. Но и зобра­ жение человеческой психики в движении, в противоречивых изменениях не являлось у Толстого самоцелью. Он заявлял : «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила по­ требность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя» (т. 62, стр. 269). Эта «потребность» опре­ делила сюжетную функцию толстовского психологического портрета. Писатель исходил из того, что портретное опи­ сание не должно перебивать рассказ. Известно, ка к был до ­ волен Толстой удачно найденной сюжетной ситуацией в «Анне Карениной» — попытке к самоубийству Вронского, ибо эта ситуация была, по его словам, «органически необ­ ходима» для дальнейшего развития действия. Эта находка писателя вызвала восхищение таких критиков, как Н. С тра ­ хов, К- Леонтьев. Чтобы довести Вронского до самоубий­ ства, необходимо было унизить его в его собственных г л а ­ зах. Только таким путем можно было нарушить его нр ав ­ ственное равновесие,— писал К. Леонтьев11. З а психологи­ ческой подготовкой Вронского к попытке самоубийства кри ­ тик признавал «чисто научное достоинство. До того она верна. Нам здесь важно заметить, что в этой психологиче­ ской подготовке Вронского чрезвычайно существенную роль играет портрет умирающей ' Анны. Вронский теряет равновесие, твердость духа, испытывает жгучий стыд имен­ но потому, что он унижен в глазах любимой женщины, страдания которой пробуждают в нем мучительное созна­ ние своей вины. О повторяющейся портретной детали в произведениях Толстого писали многие исследователи, при этом ук а зыв а ­ лось на преемственность этой художественной особенности от Лермонтова. Неоднократное повторение одной и той же приметы внешности у действующих лиц в произведениях Толстого исследователи объясняют стремлением зап ечат ­ леть в памяти читателя конкретный, реально-чувственный облик своих п ер сон аж ей 12. Однако у Толстого функция приема повторения портретной детали этим не ограничи­ вается. Герои его даются в восприятии многих персонажей, освещаются как бы перекрестными в з г л я д а м и 13. Множест­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=