ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
психологические мотивы портретного описания действующего лица в данный конкретный момент. Так, портретное описа ние княжны Марьи начинается с ука зания на то, что во вре мя волнения лицо ее покрывается пятнами, что грустное, испуганное выражение «редко покидало ее и д елало ее не красивое болезненное лицо еще более некрасивым» (т. 9, стр. 109). Княжна Марья глубоко почтительна к суровому отцу и постоянно испытывает к нему страх, боязнь чем-ни будь не угодить ему. Это первое, что проявляется в ее по ведении, настроении. Об этом и говорит начальная портрет ная характеристика. Современники упрекали Толстого в и з лишествах, в назойливом повторении второстепенных д е т а лей портрета. Толстому делался упрек: зачем, когда о Стиве Облонском еще собственно ничего неизвестно, автор сразу описывает его тело, походку? Построение портрета Стивы Облонского дается все по тому же принципу психо логической обусловленности1. В портрете героя на первый план выдвигаются такие черты, которые обнаруживают его программу жизни: во всем искать одного наслаждения. Толстой особое внимание обращает на изображение холе ного тела Степана Аркадьевича, его жестов, походки, кос тюма, подчеркивающих физическое здоровье, изнеженность сибарита. У каждого действующего лица в произведениях Толстого могут быть свои главные и свои второстепенные портретные детали. Поэтому портретные описания не имеют какой-то определенной схемы. Но неизменным, специфиче ским для психологического портрета Толстого становится его разорванность, некомпактность. Своеобразие композиции психологического портрета Л е р монтова связано с главной задачей романа — раскрыть ду шевный мир героя-путем тщательного наблюдения, психо логического экспериментирования. Герой лермонтовского ро мана наблюдает и экспериментирует не только над самим собой, но и над людьми, с которыми его сводит судьба. В отличие от своего двойника, доктора Вернера, Печорин «исследует живые струны сердца человеческого» для того, чтобы «воспользоваться своим знанием». В зависимости от этой черты характера героя, эгоистической расчетливости, возникает особая сюжетная функция психологического порт рета, суть которой состоит в том, что портрет начинает иг рать роль двигателя, толчка в общем развитии сюжетного действия. План похищения Бэлы и его осуществление явил ся результатом того сильного впечатления, которое произ 10»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=