ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
черкнутой интеллектуальности. Это портрет человека време ни, века. По указанному принципу строится у Лермонтова как обстоятельный, детализированный, компактный или синтети ческий (портрет Печорина в повести «Максим Максимыч»), так и некомпактный, разбросанный по всей фабуле произ ведения портрет (портреты Бэлы, Максим Максимыча, ун дины, Мери). Функция лермонтовского портрета, заключаю щаяся в пристальном и глубоком изучении душевного со стояния человека, перемен в его настроении, обусловила тяготение портретиста к повторяющемуся, некомпактному портрету. Д аж е тогда, когда автор дает обстоятельный, син тетический портрет героя, окончательный выразительный штрих к этому портретному изображению дается отдельно, в конце встречи Максима Максимыча с Печориным. «Так вы в Персию?... а когда вернетесь?» — кричал вслед Максим Максимыч. Коляска была уже далеко, но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли, да и зачем?..» (т. 6, стр. 246). Этот жест усиливает впечатление читателя, произведенное на него портретом героя. Композиционной особенностью портрета Лермонтова я в ляется давно уже отмеченная исследователями повторяе мость какой-то одной детали в портретах действующих лиц. Повторение портретной детали у Лермонтова подчинено вы явлению душевного настроения того или иного героя в д ан ный конкретный момент. Именно в этом суть повторения т а ких деталей, как «взгляд исподлобья», «глаза как у серны» у Бэлы, «тонкий стан» ундины, «бархатные, глаза» Ме ри и др. В отличие от Тургенева и Гончарова, в произведениях которых сказалось влияние в основном лермонтовского об стоятельного, детализированного, компактного портрета, в творчестве Толстого получила дальнейшее развитие компо зиция лермонтовского обстоятельного, детализированного, некомпактного портрета. Это было связано с созданием «те кучего», «движущегося» портрета. При этом в портрете Толстого далеко не всегда наблюдается последовательный переход от анализа телосложения, костюма, походки, ж е стов, поз к обрисовке лица. В соответствии с реалистиче ской манерой изображения, портретное описание у Толсто го мотивируется обстоятельствами места и времени. Но при этом для писателя важно на первый план выставить 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=