ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

Лермонтовская портретная манера основывалась на пуш­ кинских традициях в реалистической обрисовке внешности героев с тенденцией к социологизации. Новаторством Л е р ­ монтова явилось то, что «автор «Героя нашего времени» дал ...образцы всестороннего раскрытия духовного облика героя через его внешность»...10 В творчестве Лермонтова портрет становится важным элементом психологического ан а ­ лиза. Своеобразие Лермонтова в создании социально-психоло­ гического портрета проявилось прежде всего в его компо­ зиции. Композиция лермонтовского портрета строится по принципу постепенного перехода от обрисовки телосложения, одежды, походки, поз к изображению лица. Причем порт­ ретные детали сопровождаются авторским комментарием, заключающем в себе эмоциональную оценку героев, и н а зна­ чение которого состоит в том, чтобы подвести личные, инди­ видуальные особенности внешности героя под общие, типи­ ческие, благодаря чему эти детали выступают не только в физиологическом, но и в социально-психологическом плане. Факт немаловажный для реалистической манеры и зображе ­ ния человека. Эта черта портретного искусства Лермонтова выявляет стремление писателя к созданию социального ти­ па, материалистический взгляд на человека, как неотъемле­ мую часть природы. Отсюда сопоставление такой физической индивидуальной особенности героя, как контрастный цвет светлых волос и черных усов и бровей — «признак породы в человеке», с тем же признаком породы у лошадей — «черная грива и черный хвост у белой лошади». Такого же хар а к т е ­ ра замечание Печорина о женской красоте: «порода в жен ­ щинах, как и в лошадях ,— великое дело...» Д л я Лермон- това-реалиста человек — социальное существо. Отсюда — подчеркнутое стремление увидеть в индивидуальных, лич­ ностных особенностях проявление общего, присущего и дру ­ гим типам людей. О Печорине сказано, что он «был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физионо­ мий, которые особенно нравятся женщинам светским» (т. 6, стр. 244) и др. замечания. У нас здесь нет возможности дать обстоятельную характеристику портрета Печорина. Заметим только, что стремление к обобщенности образа в портрет­ ном описании Печорина в повести «Максим Максимыч» вы­ ражено не только в комментариях к деталям портрета, но и в строгой, простой, отчетливой композиции, в декоративном освещении (контрастном сочетании белого и черного), под­ ю з

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=