ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
Лермонтовская портретная манера основывалась на пуш кинских традициях в реалистической обрисовке внешности героев с тенденцией к социологизации. Новаторством Л е р монтова явилось то, что «автор «Героя нашего времени» дал ...образцы всестороннего раскрытия духовного облика героя через его внешность»...10 В творчестве Лермонтова портрет становится важным элементом психологического ан а лиза. Своеобразие Лермонтова в создании социально-психоло гического портрета проявилось прежде всего в его компо зиции. Композиция лермонтовского портрета строится по принципу постепенного перехода от обрисовки телосложения, одежды, походки, поз к изображению лица. Причем порт ретные детали сопровождаются авторским комментарием, заключающем в себе эмоциональную оценку героев, и н а зна чение которого состоит в том, чтобы подвести личные, инди видуальные особенности внешности героя под общие, типи ческие, благодаря чему эти детали выступают не только в физиологическом, но и в социально-психологическом плане. Факт немаловажный для реалистической манеры и зображе ния человека. Эта черта портретного искусства Лермонтова выявляет стремление писателя к созданию социального ти па, материалистический взгляд на человека, как неотъемле мую часть природы. Отсюда сопоставление такой физической индивидуальной особенности героя, как контрастный цвет светлых волос и черных усов и бровей — «признак породы в человеке», с тем же признаком породы у лошадей — «черная грива и черный хвост у белой лошади». Такого же хар а к т е ра замечание Печорина о женской красоте: «порода в жен щинах, как и в лошадях ,— великое дело...» Д л я Лермон- това-реалиста человек — социальное существо. Отсюда — подчеркнутое стремление увидеть в индивидуальных, лич ностных особенностях проявление общего, присущего и дру гим типам людей. О Печорине сказано, что он «был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физионо мий, которые особенно нравятся женщинам светским» (т. 6, стр. 244) и др. замечания. У нас здесь нет возможности дать обстоятельную характеристику портрета Печорина. Заметим только, что стремление к обобщенности образа в портрет ном описании Печорина в повести «Максим Максимыч» вы ражено не только в комментариях к деталям портрета, но и в строгой, простой, отчетливой композиции, в декоративном освещении (контрастном сочетании белого и черного), под ю з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=