ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г
рет, составленный из пороков всего нашего поколения, в пол ном их развитии» (т. 6, стр. 203). Толстой, объясняя, почему «искусство есть микроскоп, ко торый наводит художник на тайны своей души», писал в 1894 г.: «Для истины есть только один узкий путь, узкий, как математическая линия. Чем ближе к этой линии, тем плодо творнее действует истина. И приближение к истине иногда и д аж е чаще в сомнении, в накладывании теней, чем в бес контрольном восхвалении. Где же те совсем чистые, совсем святые люди? Судить мы можем только по себе... Д л я того, чтобы описать человека — пускай это будет Христос,— надо описывать, судя по себе (иначе и нельзя), только в самые лучшие свои минуты. А й в самые лучшие минуты мы ос таемся людьми с нашими человеческими свойствами...»6 Д л я Лермонтова и для Толстого «весь интерес, все значе ние искусства поэзии» состоит в том, чтобы описать «внут реннюю жизнь каждого отдельного человека». Но у к а ж дого из писателей был свой аспект наблюдения человече ской психики. Если Лермонтова в «Герое нашего времени» интересовал человек 30-х гг., страдающий рефлексией, и именно это определило своеобразие созданных им в романе художественных средств изображения человека, то Толстой изучал неискаженную, здоровую человеческую психику. «Он стоит на точке зрения учения о естественном состоянии человека, ищет естественности и непрерывно определяет: в чем же она состоит?»6. И «вся система выработанных им средств отвечала и служила его личным творческим идей ным инт ересам»7. Кроме того, «разработка Толстым эпиче ской формы приносила с собой расширение и углубление способов психологического а н а л и з а » 8. Естественно, что проблема лермонтовских традиций в творчестве Толстого неотделима от проблемы новаторства. И потому правомерно, говоря о сходных чертах в художест венном мастерстве Лермонтова и Толстого, говорить и о том, что есть различного в этих художественных системах. Углубление типизации, развитие и обогащение психоло гического анализа в литературе способствовало развитию и повышению роли литературного портрета сначала в творче стве Лермонтова, а затем в творчестве последующих писа телей. По справедливому замечанию современного исследо вателя, «для литературы гегелевская формула «доработаться до портрета» означала завоевание индивидуальности»9. 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=