ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №5 1975г

II. ТОЛСТОЙ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СВЕТЛИЧНАЯ А. Л. (Харьков) К ВОПРОСУ О ЛЕРМОНТОВСКОМ НАЧАЛЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Мысль Н. Г. Чернышевского о творческой близости М. Ю. Лермонтова и Л. И. Толстого, высказанная в статье- рецензии «Детство», «Отрочество» и «Военные рассказы» гр. Толстого», получила развитие в советском литературоведе­ нии. В связи с глубоким и всесторонним изучением художе­ ственного наследия Лермонтова и Толстого, их творческих методов, внимание исследователей все настоятельнее обр а ­ щается к теме «Лермонтов и Толстой». В последние годы по­ явились работы, авторы которых ставят задачи: уяснить от­ ношение Толстого к Лермонтову, выяснить сходные темы и сюжеты в их творчестве, сопоставить психологические а н а ­ лизы Лермонтова и То л с то го 1. В ряду этих проблем немаловажной является проблема традиций психологического портрета Лермонтова в творче­ стве Толстого, еще не изученная в нашей литературе. М еж ­ ду тем, эта проблема, как и выше названные, приобретает особый интерес не только с точки зрения более углублен­ ного изучения художественного мастерства Лермонтова и Толстого, но и в более широком плане, в плане изучения психологизма русской литературы. В нашем литературоведении признается, что роман Л е р ­ монтова «Герой нашего времени» ока зал огромное влияние на развитие русского психологического романа. «Это в ос­ новном верное утверждение требует,— как справедливо з а ­ метил М. П. Николаев,—-некоторого уточнения. Во-первых, психологический роман по своим видовым признакам исклю­ чительно разнообразен (Толстой и Достоевский, Гончаров и Тургенев), и в каждом из них ощущаются элементы лермон­ товского психологизма. З а д а ч а исследователей — определить это лермонтовское начало в последующей русской лит ер а ­ туре» 2. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=