ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

черкнуть, как за внешне обыденными делами женщины- матери скрывается неугасимый пламень ее любви к тем, ради которых она готова выполнять самый грубый, черный, к а ж ­ додневный труд. И это не снижает поэтичности ее образа. Учащиеся пришли к выводу, что поэтическое заключается во внутренней сущности изображаемых явлений. После этого учащиеся иначе подошли к оценке страниц семейной жизни Наташи. Они поняли, что изменилось содержание жизни Наташи, что на смену молодости пришли счастливые обя зан ­ ности матери, любовно растящей детей. Внутренняя сщц- ность горячего сердца Наташи сохранилась, хотя героиня и изменилась рогласно законам жизни. Учащиеся поняли, что симпатии Л. Н. Толстого к Наташе не уменьшились, что она ему так же дорога. Процесс работы с текстом, имеющий своей целью и про­ верку чтения романа учащимися и углубление первоначаль­ ного его понимания, эмоциональное воздействие путем чте­ ния, всегда должен быть целенаправленным. Целенаправлен­ ность достигается благодаря постановке интересных тем, вопросов, вокруг которых ведется разнообразная работа с учащимися: чтение, беседа, рассказывание, просмотр иллю­ страций, записи. Кроме многих ведущих тем, уже достаточно освещенных в нашей методической литературе (психология человека на войне; тема войны и мира; народ и личность в ходе исторических событий; характер героев и др .), могут быть предложены и частные вопросы, интересные тем, что они открывают для учащихся новые стороны романа. Конечно, ставя такие вопросы, учитель направляет их з а ­ тем в главное русло анализа. Иначе это будет ненужной в условиях школы, излишней детализацией разбора. Так, при подготовке к одному из занятий учащимся было предложено проследить, как Л. Н. Толстой рисует душевный мир людей разного возраста. А для этого сравнить различные моменты душевной жизни отца и сына Болконских, старой графини Ростовой и Наташи Ростовой; Кутузова — с любым из мо­ лодых русских офицеров; как подчеркнута разница в годах между князем Андреем и Пьером Безуховым. Особое место займет раскрытие душевного мира таких юных героев, как Петя и Николенька по отношению ко всем взрослым. Изменение аспекта анализа, некоторая новизна поста­ новки вопроса обострили внимание к таким деталям худо­ жественного текста, которые обычно проходили мимо. ■Из намеченных сравнений остановимся на одном: отец и сын Болконские. 7* 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=