ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
ты удовлетворяют учителя, то учащиеся не поднимаются на новую ступень в понимании всей сложности человече ской психологии, как она раскрывается великим художни ком. Разнообразные оттенки чувств, неповторимо индиви дуальные особенности поведения того же Пьера раскрыва ются перед учащимися полнее, когда мы сохраняем автор ские сравнения. Вот впервые встретились Пьер и Борис Друбецкой (т. I, ч. I, гл. X III). Борис говорит сдержанно, «с приятной улыбкой», «спокойным, насмешливым тоном»; «отчетливо, ясно и сухо, прямо гЛядя в глаза Пьеру». Практический смысл его речей вызывает у Пьера опасение, «как бы он не сказал чего-нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться». Беззастенчивая прямота речи Бориса, желавшего подчерк нуть бескорыстность визита его матери к старому графу Безухову, противопоставлены не просто «доброте» («Пьер улыбнулся своей доброй улыбкой...»), а душевной тонко сти, благородству Пьера, душевной деликатности, всей гамме его переживаний, раскрывающих перед нами слож ный человечеокий характер. Умный, находчивый, самоуве ренный Борис заметно проигрывает в этом сравнении, он, говоря словами Наташи, «узкий» и «серый». Учащиеся склонны к идеализации положительного героя. Наличие противоречивых качеств, как представляется им, бросает тень на героя. Подростки первоначально просто хотят их обойти. Но все это является грубым нарушением сущности изображения человека в произведениях Л. II. Тол стого. Донести до понимания учащихся мастерство Л. Н. Тол стого в изображении единства противоречивых движений души человека помогает сравнение одного и того же героя в различные, противоположные моменты его душевного состояния. Пьер в минуты крайнего ожесточения: на обеде в честь Багратиона (т. II, ч. II, гл. 4), в момент разрыва с Элен (т. II, ч. I, гл. 6), в разговоре с Анатолем по поводу похищения Наташи (т. II, ч. V, гл. 20); и в минуты душев ной размягченности, глубоких раздумий: после выстрела в Долохова, мысли после дуэли с ним (т. II, ч. I, гл. 6); сви дания с князем Андреем; невольное признание в любви Наташе (т. II, ч. V, гл. 22) и др. Наблюдения за резкими переходами этих душевных со стояний, при единстве их внутреннего смысла, обогащают понимание учащимися человеческого характера, как он р а с 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=