ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ты удовлетворяют учителя, то учащиеся не поднимаются на новую ступень в понимании всей сложности человече­ ской психологии, как она раскрывается великим художни­ ком. Разнообразные оттенки чувств, неповторимо индиви­ дуальные особенности поведения того же Пьера раскрыва­ ются перед учащимися полнее, когда мы сохраняем автор ­ ские сравнения. Вот впервые встретились Пьер и Борис Друбецкой (т. I, ч. I, гл. X III). Борис говорит сдержанно, «с приятной улыбкой», «спокойным, насмешливым тоном»; «отчетливо, ясно и сухо, прямо гЛядя в глаза Пьеру». Практический смысл его речей вызывает у Пьера опасение, «как бы он не сказал чего-нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться». Беззастенчивая прямота речи Бориса, желавшего подчерк­ нуть бескорыстность визита его матери к старому графу Безухову, противопоставлены не просто «доброте» («Пьер улыбнулся своей доброй улыбкой...»), а душевной тонко­ сти, благородству Пьера, душевной деликатности, всей гамме его переживаний, раскрывающих перед нами слож ­ ный человечеокий характер. Умный, находчивый, самоуве­ ренный Борис заметно проигрывает в этом сравнении, он, говоря словами Наташи, «узкий» и «серый». Учащиеся склонны к идеализации положительного героя. Наличие противоречивых качеств, как представляется им, бросает тень на героя. Подростки первоначально просто хотят их обойти. Но все это является грубым нарушением сущности изображения человека в произведениях Л. II. Тол ­ стого. Донести до понимания учащихся мастерство Л. Н. Тол­ стого в изображении единства противоречивых движений души человека помогает сравнение одного и того же героя в различные, противоположные моменты его душевного состояния. Пьер в минуты крайнего ожесточения: на обеде в честь Багратиона (т. II, ч. II, гл. 4), в момент разрыва с Элен (т. II, ч. I, гл. 6), в разговоре с Анатолем по поводу похищения Наташи (т. II, ч. V, гл. 20); и в минуты душев­ ной размягченности, глубоких раздумий: после выстрела в Долохова, мысли после дуэли с ним (т. II, ч. I, гл. 6); сви­ дания с князем Андреем; невольное признание в любви Наташе (т. II, ч. V, гл. 22) и др. Наблюдения за резкими переходами этих душевных со­ стояний, при единстве их внутреннего смысла, обогащают понимание учащимися человеческого характера, как он р а с ­ 96

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=