ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

поняли, как дорожил Л. Н. Толстой в первых главах своего романа содержанием политических споров, отражающих и атмосферу кануна войны 1805 г. и многие отправные для романа идейные позиции автора, то они с большим внима­ нием в них вчитывались. Признания многих учащихся сви­ детельствуют о том, как изменяются их читательские инте­ ресы по мере расширения круга знаний о романе в целом и особенно после знакомства с творческой лабораторией ху­ дожника. Отношение Л. Н. Толстого к различным кругам дворян­ ства, характеры и взгляды героев, философская основа ро ­ м а н а— все это раскрывается путем тонко намеченных авто ­ ром многократных художественных сравнений эпизодов, поступков героев и т. п., которые должны быть обнаружены зорким читателем. Цель сравнения заключается в установ­ лении внутренней смысловой взаимосвязи компонентов худо­ жественного произведения. В педагогическом отношении важно, чтобы вывод не опережал сравнения, чтобы через сравнение учащийся сам подходил к выводу, чтобы оделанное обобщение становилось его убеждением. При этом в зависимости от педагогического метода процесс мыслительной деятельности ученика будет различен. Слушая лекцию, объяснение учителя, учащиеся следят за логикой мысли учителя от сравнения к выводу; в беседе они сами ищут основание сравнения, раскрывают его и делают выводы; при самостоятельной работе они обна­ руживают, что подлежит сравнению, сравнивают явления во всей полноте сходства и отличия, приходят к необходимому выводу и соотносят его с общим смыслом произведения. Нет необходимости характеризовать различные пути изу­ чения романа, системы уроков, так как сравнения могут быть введены в каждый отдельный урок, независимо от того, в каком порядке изучается роман. При оценке человеческих характеров учащиеся часто склонны к перечислению отдельных душевных качеств чело­ века со ссылками на факты, взятые в отрыве от сложной жизненной ситуации, в которой они раскрываются. «Пьер был добр; он один давал большие суммы на содержание масонской ложи; на свои средства он обмундировал опол­ ченцев в 1812 году»,— нередко слышишь в ответах учащихся. В этом плане говорится о его мягкости, великодушии и дру ­ гих качествах, и это не единичный случай. Если такие отве­ 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=