ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ном в 1850 г. из ссылки седым стариком. Основное содержа­ ние главы посвящено той поре, когда он был еще молод, носил фамилию Медынский, по названию деревни, где ро­ дился. Сказано о симпатиях Пьера к Андрею Волконскому и поездках его к Анатолю Курагину. 20 июля... Пьер должен был ехать на обед к молодым Болконским. Во время обеда у Болконских значительную часть беседы составляет разговор о политике, о проекте го­ сударственных преобразований в России, о внутреннем со­ стоянии России. Среди гостей князя Андрея и аббат, и старичок-иностранец. Собеседников увлекают постепенно мысли о Франции, о революции; звучат идеи равноправия, мира, спасения Европы (т. 13, стр. 191— 197). Все это только отдаленно напоминает окончательное н а ­ чало романа. Спрашиваем учащихся: «Какой элемент при из­ менении ситуации не только повторяется, но даже не­ сколько усиливается в этой рукописи з сравнении с преды­ дущими? Почему шумный великосветский бал, а также весе­ лые многолюдные именины были отвергнуты в качестве н а ­ чала романа? Только ли потому, что Л. Н. Толстой относил их к периоду 1812 и 1808 гг.?» Вероятно, спокойная обстановка небольшого общества на обеде более позволяла сконцентрировать внимание на содер­ жании политических разговоров. В обстановке бала и име­ нин политические споры не могли приобрести столь важного звучания. Усиление этой стороны в новых вариантах начала романа говорит о том, что писателю были дороги именно по­ литические споры. Они позволяли познакомиться с вымыш­ ленными и историческими героями романа, а также наметить его идейную перспективу. Чем же объяснить, что и эти эпи­ зоды не показались Л. II. Толстому достойным началом его романа? Чтобы прийти к верному выводу, нужно сравнить их с новым вариантом рукописи № 49 (т. 1, ч. I, гл. I—VI). Учи­ тывая, что этот текст отличается от окончательною только его обработкой, а не выбором места, времени, ситуации и основного содержания политических споров, мы сообщаем учащимся о наличии этого варианта, а сравнение заканчи ­ ваем уже на уроке, посвященном анализу основного текста первых глав романа (т. I, ч. I, гл. I—VI). Рассказ о рукописях как часть истории писания романа дает конкретное представление о творческом процессе, хотя и далекое от полной его картины. Когда учащиеся 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=