ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

вывода, попросим самих учащихся после чтения сказать, чем же отличается Зубцов от Андрея Болконского: «Белокурый, с русыми молодыми усиками, высокий, стройный и сильный... В лице, в стане, в движениях его и особенности в детской способности краснеть до ушей видна была свежесть еще не­ истраченной молодости... бал и женщины были в диковинку, и он серьезно веселился и своим успехом и видом красивых женщин...» (т. 13, стр. 65). В ходе беседы на балу слышим несколько реплик о Бо ­ напарте, о Лористоне, но это не создаст представления о политической атмосфере начала XIX в. и об общественных интересах присутствующих. Они увлечены ходом бала, встречами, знакомством с невестой-миллионершей. Этот вариант начала был отвергнут писателем. Чем же все-таки эта рукопись отличалась от той, что была назвайа «Три поры». Чисто внешне — местом действия (дворянская усадьба и дом вельможи в Петербурге), обществом (там князь Волхонский, его семья и крестьяне, здесь — государь, министры, посланники, придворные). По существу в ,новом варианте политическая, государственная жизнь отражена шире, представлена конкретными лицами, злободневный воп­ рос об отношении к Наполеону поставлен острее. Усиление политического подтекста было достигнуто благодаря автор­ скому вступлению, перенесению действия в столицу, и зобра­ жению государственных деятелей, императора, озабоченного составлением ответа Наполеону; упоминания о приезде З у б ­ цова из турецкой армии, Ивана и Петра Куракиных — из Па рижа имеют то же значение. И все же сцены бала воспринимаются прежде всего как картины быта и нравов великосветского общества. Мы не чувствуем завязки идейного конфликта, выраженного через широкий обмен мнений в обществе. Единственный раз воз­ никшая тема политического диалога Кушнева и Зубцова (— Ну, а что ты скажешь про Бонапарте?) отклонена Зубцовым (— Ну, да об этом после...). Зубцов предпочи­ тает выслушать , рассказ Кушнева о его женитьбе (т. 13, стр. 64). Считают, что в тот же период, когда была создана ру ­ копись «Три поры», т. е. в конце 1863 — начале 1864 гг., Л. II. Толстой написал главы, объединенные названием «День в Москве (именины в Москве 1808 года)». Эти главы т а к же принятр считать вариантом начала романа «Война и мир». 92

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=