ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

/ езда государя с описанием, данным в ранней рукописи: «На Английской набережной светился бесчисленными огнями один из лучших домов. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция и сотни экипажей, один красивее других, карет, колясок. Толпа загромождала улицу. И все подъезжали новые с лакеями в перьях и шляпах. Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж с блес­ тящим лакеем, в толпе пробегал ропот и снимались шапки. «Государь? Нет, министр, князь, посланник, разве не ви­ д иш ь— перья»,— говорилось из толпы» (т. 13, стр. 59). Чтение текста можно продолжить. Это описание отли­ чается многими деталями от окончательного текста. Описание бала в данной рукописи связано с поисками начала романа. В окончательном тексте оно положено в ос­ нову изображения новогоднего бала, на котором встретились Наташа и князь Андрей. Гости, их интересы, характеры, ход бала — все это отвечало целям первого знакомства с героя­ ми, характерным для начала романа. Изменения в после­ дующей переработке подчинены связям этого эпизода со всем содержанием романа. В числе гостей на балу у Вереева мы видим царя Алек­ сандра, Лористона, князя Куракина, его сыновей Ивана и Петра, барона Шульца, многообещающего офицера Берга и его красавицу-жену, Бориса Зубцова, супругов Кушневых, невесту-миллионершу Раевскую и др. Читая выборочно описание гостей, учитель предлагает подумать, кого из ге­ роев «Войны и мира» напоминают эти первые зарисовки. Вот одна из них: «Молодой Кушнев был высокий, толстый, близорукий, большеголовый мужчина лет двадцати пяти, без усов и бак, в очках и коротко остриженный. Он шел переваливаясь и с повислыми руками, неловко и небрежно, валясь вперед всем телом...» А что напоминает вам встреча Кушнева и Зубцова? «...И лицо его вдруг просияло неожиданно совсем другой, доброй, детской улыбкой, он еще близко посмотрел на З уб ­ цова через очки, и зеленые глаза были еще добрее и лучше улыбки» (т. 13, стр. 63). Момент встречи Кушнева и Зубцова психологически близок к изображению встречи Пьера и князя Андрея в са­ лоне Шерер. В окончательном тексте речь идет об улыбке князя Андрея, а не Пьера. Зубцов кое в чем близок князю Андрею, но описание его внешности и оценка духовного облика героя далеки от конечного варианта. Не делая этого 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=