ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

их видах при изучении романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в школе. При работе над романом «Война и мир» в школе целе­ сообразно обращаться к сравнениям в процессе изучения всей темы. Продумывая систему планирования раздела «Л. Н. Толстой», учитель предусматривает взаимосвязь учеб­ ных занятий по содержанию и методам их ведения. Уже при обзоре жизни и раннего творчества нужно не упустить всего того, что на уроках разбора «Войны и мира» будет подле­ жать сравнению: портреты семейной галереи писателя; мас­ терство в раскрытии «диалектики души» человека в трило­ гии; изображение войны в «Севастопольских рассказах» и др. Особое место следует отвести рассказу о рукописях эпопеи. Необходимым условием проведения этой работы яв ­ ляется предварительное чтение учащимися хотя бы первых двух томов романа. В зависимости от этого она может быть отнесена на вступительное или заключительное занятия. Сравнительный анализ черновых редакций и вариантов рукописей «Войны и мира» стал в литературоведении необхо­ димой частью исследования творческой истории романа Л. И. Толстого. В итоге сравнения выясняется, на что были направлены поиски писателя, как постепенно выкристаллизо­ вывались его мысли, оценки, как в соответствии с этим ме­ нялись историческая перспектива романа, структура обра­ зов, общий замысел, характеры действующих лиц. З адача лит ературоведа— во всестороннем исследовании этого материала. З ад а ча учителя в том, чтобы познакомить учащихся и с результатами, и с приемами исследования, ог­ раничиваясь, разумеется, лишь немногими примерами. Тр а ­ диционным для раскрытия замысла «Войны и мира» являет­ ся сравнение повести о декабристе с последующей работой над текстом романа. Это сравнение и мотивировку последую­ щей трансформации замысла романа дал сам писатель: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист и т. д . » 1 (т. 13, стр. 54). Слова эги столь знакомы всем, что считаем нужным лишь указать на них, не цитируя полностью. Из слов JT. Н. Толстого мы в общем виде узнаем о слож ­ ном процессе работы над романом. Несомненный интерес для учащихся представляет непосредственное знакомство с тек­ стами нескольких вариантов начал романа «Война и мир». Это тем более важно, что сразу определит в сознании уча­ 87

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=