ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

А. Ф. С Е Р Г Е Й Ч Е В А ПРИЕМЫ СРАВНЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОИНА И МИР» В ШКОЛЕ Среди других приемов, используемых в литературоведе­ нии, привлекают своей плодотворностью различные по сво­ ему содержанию и цели приемы сравнения. Обращение к этому приему в школьной практике обога­ щает педагогический процесс, содействует общему и худо­ жественному развитию учащихся. Введение разнообразных сравнений формально не влияет на выбор педагогических методов. В зависимости от педагогических целей может быть избрана лекция, беседа и друпие методы. Но введение срав ­ нения внутренне изменяет сущность метода, особенности мыс­ лительных процессов учителя и учащихся на уроках литера­ туры. При изучении художественного произведения можно срав ­ нивать изображение событий, характеры ' героев, стиль про­ изведения. Это углубляет понимание историко-литера­ турного процесса. Д л я сравнения могут быть использова­ ны произведения смежных видов искусства, расширяющие круг представлений учащихся о природе искусства и его эстетических законах. Чем сложнее художественное произведение и богаче по содержанию, тем большая возникает необходимость путем многих сопоставлений помочь учащимся представить произ­ ведение целостно во взаимосвязи и взаимозависимости всех его компонентов. В настоящей статье речь пойдет о приемах сравнения и V- 86

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=