ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
повторяет пушкинскую, а развивает ее. Драматургическая форма психологического анализа у Толстого обладает теми же стилистическими особенностями, что и аналитическая ф о р м а— раскрытие «диалектики души» героев. Обе формы оЬвёщают процесс переживаний Героев. Драматургическая форма отражает и другие особенности поэтики художествен ной прозы Льва Толстого: в ней повторением выразительных деталей акцентируется главное, в авторских психологиче ских характеристиках использованы отвлеченные слова и слова-понятия, придающие повествованию рационалистпче- Р окий характер. Изучение драматургической формы психологического анализа у Толстого имеет большое значение для освещения проблемы традиций и новаторства в эстетическом наследии писателя. Традиции у Толстого, как и у любого классика,— это не повторение, а самобытное использование лучших ху- I ' . дожественных завоеваний прошлого. Драматургическая форма раскрытия внутреннего мира героев, характерная для пушкинской прозы, получила в творчестве Льва Толстого свое дальнейшее развитие, отра зив особенности его художественного метода, его поэтики. И по отношению к Льву Толстому верно глубокое суждение Пришвина: «В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идет своим собственным пу т ем»19. ПРИМЕЧАНИЯ 1 И. С. С т р а х о в . Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом. Киев, 1908, стр. 222. Ту же мысль высказывает Ромен Роллан относительно позднего Толстого: «Чувствуется, что в этот пе риод творческая мысль Толстого находится под сильным воздействием законов театра» ( Р о м е н Р о л л а и. Собр. соч., М., 1954, т. 2, стр. 312). 2 В. В. В и н о г р а д о в . Стиль «Пиковой дамы». «Временник» пуш кинской комиссии», № 2, М.—Л., АН СССР, 1936, стр. 12. 3 А. С. П у ш к и н . Поли. собр. соч. в десяти томах, М.—Л., АН СССР, 1949, т. VI, стр. 93. 4 Т а м ж е , стр. 284. 5 Сб.: «Толстой — художник». М., 1961, стр. 317. 6 Т. С. К а р л о в а . Мастерство психологического анализа в ранних произведениях Л. Н. Толстого. Казань, 1964, стр. 31. См. также: И. Е. Г р и н е в а . Реалистические традиции А. С. Пушкина в прозе Л. П. Тол стого 50-х годов. «Толстовский сборник», Тула, 1964, стр. 196—211. 7 В «Детстве» глубокое горе бабушки Николеньки Иртеньева, узнав шей о смерти своей дочери, описано так: «Глаза ее были очень открыты, но взор неопределен и туп: она смотрела прямо на меня, но, должно быть, не видела. Губы ее начали медленно улыбаться, и она заговорила трогательным, нежным голосом: «Поди сюда, мой дружок, подойди мой ангел». Я думал, что она обращается ко мне, ц подошел ближе, по она 4-1Q204 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=