ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ко сочетание понятий, однако именно оно с необычной рель­ ефностью передает выражение лица Андрея Болконского и его отношение к собеседнику. Графиня Ростова хочет, чтобы Соня освободила Николая от данного ей слова жениться на ней, и обращается к пле­ мяннице с просьбой написать Ростову. Переживания гр а ­ фини в этот момент переданы скоплением отвлеченных слов, характеризующих смысл ее взгляда: «В этом взгляде выра ­ жались и м о л ь б а , и с т р а х о т к а з а , и с т ы д з а то, ч т о н а д о п р о с и т ь , и г о т о в н о с т ь н а н е п р и м и р и ­ м у ю н е н а в и с т ь в с л у ч а е о т к а з а » (7, 41). Тон князя Болконского, каким он произносит одно толь­ ко слово «Lise!», в ответ на упреки, охарактеризован сле­ дующим образом: «в этом слове были и п р о с ь б а , и у г р о ­ з а , и, г л а в н о е , у в е р е н и е в том, что она сама раскает­ ся в этих словах».... (4, 39). Легко представить себе, какие чувства при этом владеют князем Болконским. Взгляд больных, находящихся на излечении в госпита­ ле, определен как « в ы р а ж е н и е н а д е ж д ы н а п о ­ м о щ ь , у п р е к а , з а в и с т и к ч у ж о м у з д о р о в ь ю » . . . (5, 151). Передавая состояние опьянения, автор отмечает, что Пьер «испытывал приятную т е п л о т у в теле, н е ж н о с т ь ко всем своим ближним и г о т о в н о с т ь у м а п о в е р х н о с т ­ н о отзываться на всякую мысль, не углубляясь в с у щ ­ н о с т ь е е» (5,330). , Во всех приведенных примерах отвлеченные и абстракт­ ные слова, благодаря искусному сочетанию их, выступают в роли изобразительно-выразительных средств языка. В книге «Из записок по теории словесности» Потебня отмечает спо­ собность языков создавать образы из сочетания слов, все равно образных или безобразных» 17. Лев Толстой использо­ вал эту особенность русского языка, придавая образность, может быть, наиболее безобразному материалу, абстрактным и отвлеченным словам. Понятийная образность, использова­ ние отвлеченных слов и слов-понятий— отличительный при­ знак толстовских18 психологических характеристик. Суммируя сказанное, сформулирую основные положения данной статьи. Драматургическая форма психологического анализа з а ­ нимает в «Войне и мире» значительное место. Эта форма, не 48

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=