ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
ко сочетание понятий, однако именно оно с необычной рель ефностью передает выражение лица Андрея Болконского и его отношение к собеседнику. Графиня Ростова хочет, чтобы Соня освободила Николая от данного ей слова жениться на ней, и обращается к пле мяннице с просьбой написать Ростову. Переживания гр а фини в этот момент переданы скоплением отвлеченных слов, характеризующих смысл ее взгляда: «В этом взгляде выра жались и м о л ь б а , и с т р а х о т к а з а , и с т ы д з а то, ч т о н а д о п р о с и т ь , и г о т о в н о с т ь н а н е п р и м и р и м у ю н е н а в и с т ь в с л у ч а е о т к а з а » (7, 41). Тон князя Болконского, каким он произносит одно толь ко слово «Lise!», в ответ на упреки, охарактеризован сле дующим образом: «в этом слове были и п р о с ь б а , и у г р о з а , и, г л а в н о е , у в е р е н и е в том, что она сама раскает ся в этих словах».... (4, 39). Легко представить себе, какие чувства при этом владеют князем Болконским. Взгляд больных, находящихся на излечении в госпита ле, определен как « в ы р а ж е н и е н а д е ж д ы н а п о м о щ ь , у п р е к а , з а в и с т и к ч у ж о м у з д о р о в ь ю » . . . (5, 151). Передавая состояние опьянения, автор отмечает, что Пьер «испытывал приятную т е п л о т у в теле, н е ж н о с т ь ко всем своим ближним и г о т о в н о с т ь у м а п о в е р х н о с т н о отзываться на всякую мысль, не углубляясь в с у щ н о с т ь е е» (5,330). , Во всех приведенных примерах отвлеченные и абстракт ные слова, благодаря искусному сочетанию их, выступают в роли изобразительно-выразительных средств языка. В книге «Из записок по теории словесности» Потебня отмечает спо собность языков создавать образы из сочетания слов, все равно образных или безобразных» 17. Лев Толстой использо вал эту особенность русского языка, придавая образность, может быть, наиболее безобразному материалу, абстрактным и отвлеченным словам. Понятийная образность, использова ние отвлеченных слов и слов-понятий— отличительный при знак толстовских18 психологических характеристик. Суммируя сказанное, сформулирую основные положения данной статьи. Драматургическая форма психологического анализа з а нимает в «Войне и мире» значительное место. Эта форма, не 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=