ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ХОТЬ не по его приказанию, но согласно с его намерениями. Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много» (4, 245—246). Так проявляется в драматургической форме раскрытия внутреннего мира героев одна из существенных особенностей поэтики Льва Толстого — повторение одной выразительной де­ тали или концентрация однородных выразительных деталей. Еще одна особенность поэтики Толстого, связанная с х а ­ рактером его исследовательского этико-психологического реализма,— логическая обработка сознанием материала опи­ сываемой действительности. Обладая исключительной рельефностью изображения (об­ раз «как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть»,— говорил об искусстве Толстого Горький), тол ­ стовская проза вместе с тем на редкость рационалистична, в лучшем смысле этого слова. Однако именно рационалисти­ ческая особенность толстовского повествования составляет его специфику, так как сила художественной изобразитель­ ности свойственна любому крупному художнику-реалисту. Раскрывая внутренний мир своих героев, Толстой не только передает чувства, не только сообщает читателю определен­ ные эмоции. Он ищет и находит логику чувств, объясняет и определяет их, так сказать, переводищв область мысли. Одно из проявлений рационализма Толстого заключается в обращении к понятийной образности 16, то' есть в употреб­ лении им в качестве изобразительно-выразительных средств отвлеченных слов и словосочетаний, передающих смысл изо­ бражаемого. Так, например, определяя внутреннее состояние человека в жаркий летний день, Толстой пишет: «... было то летнее томление, д о в о л ь с т в Ъ и н е д о в о л ь с т в о н а ­ с т о я щ и м , которое особенно р е з к о чувствуется в ясный жаркий день в городе» (6, 85). (Здесь и в дальнейшем выде­ лено мною — Вл. К.). Выделенные отвлеченные слова в этом отрывке играют роль изобразительщнвыразительных средств. Понятийной образностью пользуется Толстой и в описании адъютанта Кутузова Андрея Болконского, который, «презри­ тельно прищурившись, с тем о с о б е н н ы м в и д о м у ч т и ­ в о й у с т а л о с т и , которая ясно говорит, что, коли бы не моя о б я з а н н о с т ь , я бы минуты не стал с вами разговари ­ вать, выслушивал старого русского генерала» (4, 336). Здесь нет эпитетов, метафор или образных выражений; есть толь­ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=