ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

гальоном» (4, 379). О знамени еще вспомнит Кутузов при последующей и ставшей последней встрече с Болконским: «Я тебе с Аустерлица помню... Помню, помню, с знаменем помню,— сказал Кутузов, и радостная краска бросилась в лицо князя Андрея при этом воспоминании» (6, 197). И чуть ниже: «князю Андрею и радостно и лестно было это воспо­ минание об Аустерлице» (6, 197). Повторяясь в различных контекстах, деталь эта передает эволюцию внутреннего облика Андрея Болконского: сначала прекрасные мечты о славе Наполеона, затем грубая действи­ тельность, наконец, приятная радость от удовлетворения му­ жественно выполненного долга. Уже первые критики Льва Толстого отметили в его про­ изведениях связь между повторяющимися портретными д е ­ т ал ями1и внутренним обликом персонажей. «В «Отрочестве»,— писал П. В. Анненков,— автор рисует способ держаться двух подруг, Любоньки и Катеньки, и, не говоря ни слова о разности их характеров, открывает не­ сравненную сущность обеих девушек в манере ходить, но­ сить голову, складывать руки, говорить с людьми и смот­ реть на подходящего, возвышая таким образом незначи­ тельные внешние признаки до глубоких психологических свидетельств!» И в другом месте: «Автор доводит читателя неослабной проверкой всего встречающегося ему до убеж ­ дения, что в этом месте, в незначительной привычке, в необ­ думанном слове человека скрывается иногда душа его» 13. Примеры общеизвестны. Толстой многократно напомина­ ет о вздернутой губке жены Андрея Болконского Лизы — д е ­ тали, передающей ее детскость, наивность, непосредствен­ ность; не раз отмечает писатель «чисто промытые складки» шрама Кутузова — деталь, характеризующая преданность фельдмаршала родине, ‘и аккуратность старого военного че­ ловека; настойчиво акцентируются «перепрыгивающие щеки» князя Василия, характеризующие его нравственное неблаго- образие; несколько раз на протяжении главы говорится о тонкой шее Верещагина, подчеркивающей его бессилие пе­ ред озверевшей толпой; не раз отмечаются лучистые глаза княжны Марьи — примета ее глубокой духовности. В наше время акад. В. В. Виноградов так характеризует особенности портретных описаний у Толстого: «Во многих ситуациях повествователь фиксирует внимание на внешних примерах персонажей, на какой-нибудь мелкой индивиду­ альной черте, которая и становится сигналом и симптомом 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=