ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

нина Николаем Ростовым в краже денег у товарища отме­ чает, пусть быстрый, почти мгновенный, но процесс пережива­ ний героев, передает все более четкое осознание ими отвра­ тительной истины. Таким образом, и драматургическая форма психологиче­ ского анализа раскрывает психологический процесс пере­ живаний героев. Сам Толстой в беседе с П. А. Сергеенко говорил: «В ис­ кусстве важно, чтобы не сказать ничего лишнего, а только давать ряд сжатых впечатлений, и тогда сильное место (в г о л о с е 'Л ь в а Николаевича дрогнула нотка) даст глубокое впечатление». II он начал рассказывать о картине, на кото­ рой нарисована опоздавшая собака, и по ее виду видно, как она бежала, как преодолевала все препятствия, прибежала — и поздно, хозяина нет» 10. В письме к Тищенко Толстой отмечал такие недостатки начинающего писателя: «Все растянуто, в особенности опи­ сание душевных состояний Семена после измену жены. Сце­ на перед зеркалом и длинна и искусственна. А между тем недостаточно ясны перевороты, происходящие в душе (смена: сначала злобы, потом отчаяния, потом успокоения и, нако­ нец, решимость вернуть жену. Все это надо бы, чтобы совер­ шалось в событиях, а не только бы описывалось. У вас есть попытки приурочить эти перевороты-к событиям, но не все­ гда у д ачно»11. В обоих высказываниях подчеркнута важность изобра­ жения процесса переживаний героев. Как видим, и в д р а ­ матургической форме раскрытия внутреннего мира героев Толстой стремится к освещению процесса' их переживаний. *• * * Драматургическая форма освещения переживаний дейст­ вующих лиц отражает и другие особенности толстовского художественного метода. Одно из ни х— повторение выра­ зительной художественной детали. В разговоре с С. А. Б ер ­ сом Толстой сказал, что «Пушкин, описывая художественную подробность, делает это легко и не заботится о том, будет ли она замечена и понята читателем; он же (Толстой) к а к бы пристает к читателю с этой подробностью, пока ясно не рас ­ толкует ее» 12. Вспомним деталь — реплику Пети Ростова: «У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант но­ вый — и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=