ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
— Потому и не начинаю, государь,— сказал звучным го лосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что-то дрогнуло,— По тому и не начинаю, государь, что мы не на -параде, и не на Царицыном лугу,— выговорил он ясно и отчетливо. В свите государя на всех лицах, мгновенно переглянув шихся друг с другом, выразился ропот и упрек. «Как он ни стар, он не должен бы, никак не должен бы говорить этак»,— выразили их лица. Государь пристально и внимательно посмотрел в глаза Кутузову, ожидая, не скажет ли он еще чего. Но Кутузов, с своей стороны, почтительно нагнув голову, тоже, казалось, ожидал. Молчание продолжалось около минуты. — Впрочем, если прикажете, ваше величество,— сказал Кутузов, поднимая голову и снова изменяя тон на прежний тон тупого, нерассуждающего, но повинующегося генерала» (4, 374—375). Этот диалог отражает процесс переживаний обоих собе седников: удивление Александра I медлительностью главно командующего, упрек ему и, по сути дела, настойчивое при казание начинать сражение; возражение Кутузова, сначала мягкое, затем твердое до дерзости, внутреннее сопротивление непродуманному приказанию, наконец, вынужденное согла сие начать сражение. В авторских комментариях содержит ся подтекст диалога, отражающий подлинное отношение со беседников друг к другу, взаимную игру, изменение тона Кутузова, наблюдение Андрея Болконского, что у Кутузова неестественно дрогнула верхняя губа и т. д. Нарастание возбуждения графа Ростова перед танцем и во время его характеризуется так: он «округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и все более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет» (4, 94). И в танце: «граф, все более и более расхо дясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног». У Марьи Дмитриевны подчеркнуто «все более и более улыбающееся лицо» (4, 94). Процесс переживаний передает и т акая характеристика внутреннего состояния Сони: «Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кру жилась еще дома, не давая девушке дочесать своей косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью» (5, 57). Знаменитое тройное «обратно» в сцене обличения Теля- 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=