ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

мира героев Л. Толстой существенно изменяет в соответст­ вии с собственным художественным методом8. Как известно, основную особенность этого метода уловил уже Н. Г. Чернышевский, подчеркнувший, что Толстого ин­ тересует самый психологический процесс человеческих пере­ живаний. Именно процесс переживаний действующих лиц передает в «Войне и мире» драматургическая форма рас ­ крытия внутреннего МДтра героев. Пьер, узнав о том, что произошло у Наташи с Анатолем Курагиным, взбешенный, приезжает домой, где застает Анатоля. Пьер берет его за руку и -ведет в свой кабинет. «Анатоль шел за ним обычной молодцеватой походкой. Но на лице его было заметно бес­ покойство». (5, 404). Не получив ответа на свой вопрос о намерениях Анатоля в отношении Наташи, Пьер «схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анато­ л я не приняло достаточное выражение испуга» (5, 405). Так возникает первое изменение в настроении Анатоля: он поте­ рял молодцеватость. Толстой воспроизводит разговор своих героев, отмечает детали их поведения. — Когда я говорю, что мне надо говорить с вами... — повторял Пьер. — Ну что, это глупо. А? — сказал Анатоль, ощупывая оторванную с сукном пуговицу воротника. — Вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздер­ живает от удовольствия размозжить вам голову вот этим,— говорил Пьер, выражаясь так искусственно потому, что он говорил по-французски. Он взял в руки тяжелое пресс-папье и угрожающе поднял и тотчас же торопливо положил его на место (5, 405). Здесь наступает второй поворот в процессе пережива­ ний действующих лиц. После бурного объяснения в ответ на свои требования Пьер получает от Анатоля письма Наташи к нему. Это успокаивает Пьера, человека доброго и отход­ чивого. Он забывает, что только что душил Анатоля, под­ нимал на него пресс-папье. Пьер приказывает Анатолю не­ медленно уехать из Москвы и постепенно успокаивается: «...обещать девушке жениться па ней... обмануть, украсть... Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!.. Пьер замолчал и взглянул на Анато­ ля уже не гневным, но вопросительным взглядом» (5, 406^, Наступает третья, последняя фаза столкновения Пьера и 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=