ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару» (6, 289). Эта деталь не только изобразительна. В ней заключена глу бокая и разносторонняя психологическая характеристика. Такое положение пальцев означает: и длительность трудной и напряженной работы, и отсутствие брезгливости, и хладно- кровно-спокойное отношение к человеческим страданиям, возникшее вследствие долгой привычки, и безмерная уста лость, и желание забыться в курении. Притворство Анны Михайловны в эпизоде умирания от ца Пьера Безухова, ее старания быть на уровне общеприня тых условностей переданы та к: «Анна Михайловна являла в своем выражении сознание трогательной важности этой /последней минуты свидания отца с сыном» (4, 112). Выразительные детали и авторские комментарии х ар а к теризуют внутреннее состояние Багратиона в минуту, когда он принял решение атаковать французов. «Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и сча стливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые ястребиные г л а за восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, 'очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движени ях оставалась прежняя медленность и размеренность» (4, 247). Желание полкового командира оградить Бапрати- она от опасности раскрыто посредством его реплики и автор ских комментариев: «Помилуйте, ваше сиятельство, ради бо г а !— говорил он, за подтверждением взглядывал на свит ского офицера, который отвертывался от него.— Вот, из вольте видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестан но визжали, пели и свистели вокруг них. Он говорил таким тоном просьбы н упрека, с каким плотник говорит взявше муся за топор барину: «Наше дело привычное, а вы ручки намозолите» (4, 247—248). /В приведенных примерах из «Войны и мира» Лев Тол стой, как и в своих ранних произведениях, во всем следует за Пушкиным, раскрывая через детали поведения и репли ки героев их внутреннее состояние в данный момент жизни. Однако так обстоит дело в «Войне и мире» далеко не всег да: художественные завоевания Пушкина, как и любого дру гого писателя, предстают у Л. Толстого в творчески преобра зованном виде. Пушкинскую форму раскрытия внутреннего 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=