ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

чают Т. С. Карлова и И. Е. Гринева6, пушкинская форма раскрытия внутреннего мира героев имеет место уже в тол­ стовской трилогии, в повестях 50-х гг. На многочисленных примерах они убедительно доказывают, что драматургиче­ ская форма раскрытия внутреннего мира героев характер ­ на и для ранних произведений Л. Толстого. Однако еще не­ достаточно освещен вопрос о том, в чем заключаются осо­ бенности использования Толстым пушкинских художествен­ ных завоеваний в области воспроизведения человеческих пе­ реживаний. Наша задача — осветить, как проявляется д р а ­ матургическая форма раскрытия внутреннего мира героев в романе-эпопее «Война и мир». 'Передавая горе графини Ростовой, потерявшей на войне сына, Лев Толстой создает такую сцену: «Графиня сидела на кровати и тихо говорила: — К а к я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? — На таша подошла к ней. — Ты по­ хорошел и возмужал,— продолжала графиня, взяв дочь за РУКУ- — Маменька, что вы говорите!.. — Наташа, его нет, нет больше! — И, обняв дочь, в пер­ вый раз графиня начала плакать» (7, 202). В этой сцене, близкой и по содержанию, и по средствам выражения соответствующему эпизоду из «Детства»7, осве­ щено внутреннее состояние героини в данный момент ее жизни. Искусство Льва Толстого передавать через зримые внеш­ ние черты незримое, внутреннее, душевное состояние поис- тине неисчерпаемо. Волнение Кутузова перед советом в Фи­ лях отмечено такой деталью: «Он сидел, глубоко опустив­ шись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и р а с ­ правлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею» (6, 311). Внутреннее состоя­ ние участников совета в Филях после решения Кутузова от­ дать Москву без сражения освещено такой ремаркой: «Гене­ ралы стали расходиться с той же торжественной и молча­ ливой осторожностью, с которой расходятся после похорон» (6,314). В критике уже было отмечено, что, описывая в романе- эпопее «Война и мир» доктора в палатке для раненых, Тол­ стой находит правдивую и меткую деталь: «доктор в окро­ вавленном фартуке и с окровавленными небольшими ру­ ками, в одной из которых он между мизинцем и большим 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=