ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
Вот как в рассказе «Выстрел» через несколько деталей, характеризующих поведение графа на дуэли, передано его мужество: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевьивая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, по думал я, лишить его жизни,-когда он ею вовсе не д орожи т»3. Зарождение любви Маши к Дубровскому описано сле дующим образом: «Она с большей и большей доверчнвостию предавалась увлекательной привычке. Она скучала без Де- форжа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была еще влюблена, но при первом слу чайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в ее сердце»4. В этом эпи зоде. возникновение чувства передается сжато, через не сколько деталей, характеризующих поведение героини. Эти детали немногочисленны и кратки. Они едва намечены, толь ко упомянуты. Пушкин, отмечая ту или иную деталь, ни как ее не акцентирует. Как известно, молодой Толстой считал устаревшей пуш кинскую манеру изложения: «Я читал «Капитанскую доч- ‘ ку»,— отмечает он в дневниковой записи от 1 ноября 1853 г.,— и, увы! должен сознаться, что теперь уже проза Пушкина стара — не слогом,— но манерой изложения. Теперь справедливо — в новом направлении интерес подробностей чувства заменяет интерес самых событий. Повести Пушкина голы как-то...» (19, lil7). На основе этого высказывания создалось мнение, что в ранний период творчества стиль Толстого в области психо логических характеристик не имел ничего общего с пушкин ским. Так, например, в статье «Психологический анализ в ро мане «Воскресение» Л. Д. Опольская выдвигает поло жение: «Пушкинский принцип изображения душевной жи з ни, отвергнутый Толстым в начале его литературного пути, сыгравший такую большую роль в «Анне Карениной», в ро мане «Воскресение» стал главенствующим для психологиче ской характеристики героини романа: «нагая простота пуш кинской прозы» с преимущественным интересом к ч<подроб- ■ностям событий»,— а не «подробностям чувств», восприни мается Толстым, начиная еще с 70-х годов — времени рабо ты над рассказами для «Азбуки» и «Анной Карениной»,—как несравненный художественный обр а з ец»5. С этим положением нельзя согласиться. Как верно отме- 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=