ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

В. А. К О В А Л Е В ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ФОРМА РАСКРЫТИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЕВ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОИНА И МИР» Уже современники Льва Толстого отметили близость по­ этики его художественной прозы к особенностям др ам а тур ­ гии. Сценичность толстовской прозы впервые отметил Н. Страхов, утверждавший по поводу «Анны Карениной»: «Голого реализма нет; все в сценах, в ясных, отчетливых к р а с к а х » 1. Это замечание полностью может быть отнесено и к тем художественным средствам Толстого, которые осве­ щают переживания его действующих лиц. Драматургическая форма раскрытия внутреннего мира героев, под которой подразумеваем воссоздание психоло­ гии действующих лиц посредством деталей их поведения, речевых характеристик, *авторских ремарок и комментариев, занимает значительное место в поэтике художественной про­ зы Льва Толстого. Эту форму иногда называют пушкинской, так как она встречается уже в прозе великого поэта. «Эмо­ ции, переживания действующих лиц здесь,— пишет акад. В. В. Виноградов,— не подвергаются со стороны повествова­ теля микроскопическому анализу. Вернее сказать, они вооб­ ще не описываются и почти не комментируются в психологи­ ческом плане. Пушкин никогда не повествует о переживании как динамическом процессе, изменчивом в своем течении, противоречивом, прерывистом и сложном. Он не анализирует самой эмоции, самого душевного состояния, но присматри­ вается к ним как посторонний наблюдатель»2. 3* 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=