ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
В. А. К О В А Л Е В ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ФОРМА РАСКРЫТИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЕВ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОИНА И МИР» Уже современники Льва Толстого отметили близость по этики его художественной прозы к особенностям др ам а тур гии. Сценичность толстовской прозы впервые отметил Н. Страхов, утверждавший по поводу «Анны Карениной»: «Голого реализма нет; все в сценах, в ясных, отчетливых к р а с к а х » 1. Это замечание полностью может быть отнесено и к тем художественным средствам Толстого, которые осве щают переживания его действующих лиц. Драматургическая форма раскрытия внутреннего мира героев, под которой подразумеваем воссоздание психоло гии действующих лиц посредством деталей их поведения, речевых характеристик, *авторских ремарок и комментариев, занимает значительное место в поэтике художественной про зы Льва Толстого. Эту форму иногда называют пушкинской, так как она встречается уже в прозе великого поэта. «Эмо ции, переживания действующих лиц здесь,— пишет акад. В. В. Виноградов,— не подвергаются со стороны повествова теля микроскопическому анализу. Вернее сказать, они вооб ще не описываются и почти не комментируются в психологи ческом плане. Пушкин никогда не повествует о переживании как динамическом процессе, изменчивом в своем течении, противоречивом, прерывистом и сложном. Он не анализирует самой эмоции, самого душевного состояния, но присматри вается к ним как посторонний наблюдатель»2. 3* 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=