ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

борьбы, «обоснованных умными учеными людьми». Сначала Павел задается лишь недоуменными вопросами о фактах социальной несправедливости, которые он видит. И на этой стадии его развития в нем уже проявляются характерные особенности людей труда: отсутствие эгоизма, своекорыстия, занятость общими «загадками жизни», которые их волнуют «больше всех личных дел» (т. 37* стр. 296). Во внешне разморенном, «добропорядочном» быте Павла подготавливается конфликт, взрыв, связанный с переломом в его сознании. Перелому способствовали встречи с профес­ сиональным революционером Николаем Аносовым. Он давал Павлу читать книги, которые отвечали на мучившие его воп­ росы, ввел в «союз рабочих». Там знали не только то, что «существующее устройство жизни нехорошо, несправедливо, возмутительно» (т. 37, стр. 298), но и найдено было средство исправления жизни, дана возможность участвовать в этом исправлении. Толстой воздерживается от выражения своего неприятия этого ‘средства, то есть революционной борьбы. Ненависть Павла к господам, барчукам, дамам на рысаках Толстой называет теперь «осознанной». Его герой думает о возможности стать одним из главных участников борьбы с этим ненавистным миром: «были же руководители из рабо ­ чих» (т. 37, стр. 299). Нравственный облик Павла становится все значительнее: член «рабочей организации», он весь отдан общему делу, «поглощен мыслью о революции», он сознателен, трудолю­ бив, целомудрен. Само революционное дело Толстой представляет себе наивно, упрощенно — как единичный акт «экспроприации» (денег из кассы фабриканта для покупки тайной типогра­ фии). Роль исполнителя «экспроприации» выпадает Павлу, как «сознательному члену партии» (т. 37, стр. 300), и он с восторгом принимает это поручение. В рассказе появляется новое лицо — Антипатров, интел­ лигент, революционная деятельность которого началась в ме­ дицинской академии. За участие в «бунте рабочих» он был осужден на каторгу, бежал за границу, вернулся в Россию под другим именем и летом 1906 г. в Москве стал активным пропагандистом. Целью его жизни было «великое общее дело избавления народа от матерьяльного и духовного ига» (т. 37, стр. 301). Повествовательная часть отрывков заканчи ­ вается сообщением о том, что Антипатров устраивал в Моск­ ве собрания рабочих. 258

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=