ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

В противовес взглядам ряда литературоведов, считающих, что Кондратьев, как и Новодворов,— герой отрицательный, осуждаемый автором, мы усматриваем в характеристике этого персонажа, в эмоциональной окраске образа положи- - тельное отношение Толстого к своему герою. Кондратьев н а ­ делен привлекательными и ценными качествами: умом, удивительными способностями, трудолюбием, высокой нрав­ ственной требовательностью к себе и другим, преданностью делу. Историческая ограниченность Толстого проявилась в том, что он увидел Кондратьева лишь в народническом окруже­ нии, вне социал-демократического движения. С точки зрения художественной, эта ограниченность сказалась на приемах формирования образа: жизнь Кондратьева не показана, а рассказана, толстовское проникновение во внутренний мир человека, психологический анализ почти отсутствует. И все же, по сравнению со своей публицистикой, Толстой сделал шаг вперед в постановке рабочего вопроса в романе, и зобра­ зив профессионального революционера из рабочей среды, овладевающего социалистическим учением, штудирующего Маркса. Не делая из этого далеко идущих выводов, Толстой лишь констатировал факт, но проявил при этом объектив­ ность и проницательность. Начатая в «Воскресении» тема не иссякла. В дальней­ шем, с развитием революционных событий, она все больше и больше волновала писателя. В 1907—'1909 гг. Толстой р а ­ ботал над новым произведением, в котором хотел создать образы современников-революцнонеров и показать, как они борются. Произведение осталась незаконченным, в отрывках: «Кто убийцы? Павел Кудряш», «Павлуша. (Драма )» , «Убий­ цы. Нет виноватых». В этих отрывках отразилось и противо­ речивое отношение Толстого к революции, и его симпатии к деятелям социал-демократического движения в России, как ни был далек автор от «центра этой борьбы». Произведение писалось в повествовательной и драмати ­ ческой форме и оставлено в стадии даже не определившейся еще жанровой разновидности. Главный герой Павел приехал из деревни в Москву, вчерашний крестьянин стал фабрич­ ным, произошел очень быстрый процесс его духовного, куль­ турного, политического созревания, потому что он попал в условия развитого рабочего движения: Толстой пишет о су­ ществовании «союза рабочих», сложившейся социал-демок­ ратической теории, о ясных для участников движения целях 257

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=