ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
обществе свободные рабочие руки, привел яркие слова из «Капитала» о способах первоначального капиталистического накопления. Толстой относился к Марксу с уважением, хотя был очень далек от понимания существа марксизма. Со статьей «Рабство нашего времени» перекликается по основным темам и проблемам статья «Неужели это так н а до?» (1900 г.). Путь от конкретных образов, от контрастных их рядов к теоретическим обобщениям и выводам опреде ляет композицию и этой статьи. Сначала в ней изображается тру^ рабочих чугунолитейного завода — доменщиков и шах теров. Доменщики работают в удушающей жаре у спуска расплавленной руды и шлака. Шахтеры «на 100 аршин .под землею в темных, узких, душных, сырых, постоянно угро жающих смертью проходах с утра до ночи, или с ночи до утра, выбивают руду. Другие в темноте, согнувшись, подво зят эту руду или глину к дудке и везут назад пустые ваго нетки и опять наполняют их, и так работают по 12, 14 часов в день всю неделю» (т. 34, стр. 216). Новый эпизод посвящен изображению труда каменобой цев. Однообразие и длительность их работы передается рит мически чередующимися временными однородными членами предложения: каменотесы работают по 15— 16 часов в сутки, с утра до ночи, с молодых лет до старости, из поколения в поколение. В качестве антитезы образам рабочих выступают образы угнетателей. Мимо завода проезжает компания развлекаю щихся богачей, представители трех семейств: помещика (2000 десятин земли), чиновника (3000 рублей жалованья), фабриканта. Писатель накрепко связывает два ряда конт растных образов в следующей фразе: «Одна черная шляпа с лиловым стоит два месяца работы каменобойцев, а за стик-хлыст, модный английский, заплачено столько, сколько получит в неделю подземной работы тот малый, который идет довольный тем, что нанялся в шахты» (т. 34, стр. 218). Выводы распространяются Толстым на весь современный мир: устройство, которое характеризуется этими контраста ми, существует не только й отдаленном уголке Тульского уезда, но везде — в России, во Франции, в Германии, в Аме рике и т. д. Два — три человека на тысячу живут в праздно сти и роскоши, на них работают все остальные и живут в ужасных условиях. Толстой подошел к постановке жгучего вопроса: «Неуже ли это так надо?». Зачем сильные, мускулистые, трудолюби 255
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=