ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
воззрение», оправдывающее насилие и неравенство, опираю щееся на церковную версию, что рабов и господ сотворил бог. Эту версию Толстой гневно разоблачает. Однако в этом же трактате он полемизирует и с «социа листами». Правда, для него они — «передовые люди науки», потому что сини требуют полной отдачи рабочим орудий про изводства. Но он не представляет себе, как они искоренят неравенство, если предполагают дальнейшее развитие про мышленного производства: организаторы производства будут «управлять», исполнители — «повиноваться». «Полной сво боды» не будет. А Толстой хочет, чтобы трудящиеся были «вполне свободны», и это желание было продиктовано сочув ствием к рабочему народу. Но свободу он понимает анархи чески и утопично, свобода рисуется ему в виде неуправляе мого жития мелких собственииков-земледельцев. Дорогой ему идеал «свободной» деревенской патриархальной жизни Толстой излагает в статье с истинным вдохновением и поэ зией. Но жизнь резко противоречила его иллюзиям. Колесо истории не поворачивается вспять. Толстой уходил в область исторически нереальных построений в то время, когда рус ские марксисты во главе с В. И. Лениным уже отвечали на все больные вопросы русской жизни не только в теоретиче ском плане, но и в применении к реальным задачам прибли жающейся революции. В то же время великий и трезвый реалист, чуткий ко всем проявлениям живой жизни, утверждает в своей статье, что «рабочие люди не только в Европе, но и в России все больше и больше выходят из ребячества и начинают понимать истинные условия своей жизни» (т. 34, стр. 183), что «обще ственное мнение народа» за последние пять — шесть лет (заметим —' с 1896 г., с начала пролетарского этапа освобо дительного движения в России) поразительно быстро меняет ся, что рабство рабочих осознано «передовыми людьми н а шего времени». Вместе с этими людьми Толстой требовал изменения положения вещей. Он объявил вопрос о рабстве рабочих и необходимости его уничтожения столь же назрев шим, как в свое время вопрос о крепостном праве и его лик видации. Эпиграфом к статье «Рабство нашего времени» Толстой хотел «взять изречение Маркса о том, что, с тех пор, как капиталисты стали во главе рабочих классов, европей ские государства потеряли всякий стыд»5. Толстой внима тельно прочитал «Капитал» Маркса. Эпиграфа этого он не поставил, но, говоря о том, как добываются в буржуазном 254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=