ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
Мучения Тантала»... (там же). Если пятьдесят лет н а з ад р а бочий был уверен, что его положение определено .«самим богом», то теперь им овладело сомнение в справедливости существующего порядка: «большая половина рабочего н а рода прямо признает теперь существующий порядок л ож ным и подлежащим уничтожению и изменению»... (т. 28, стр 152). Толстой утверждает, что и в низшие слои рабочего народа проникли коммунистические учения. Он видит, что «рабочий нашего времени» не перестает страдать, возму щаться, протестовать, если даже добьется определенных эко номических улучшений: принцип свободы от эксплуатации овладел сознанием масс, рабочие не хотят работать «для наживы... владетеля фабрики ц завода» (т. 28, стр. 92). Пи сатель подходит к осмыслению прибавочной стоимости, з а являя, что доход фабрикантов «весь составляется из платы, отнятой у рабочих» (т. 28, стр. 268). Толстой разоблачает лицемерие «совестливых господ», идеологов буржуазии, которыечпишут, будто никто не з а с тавляет рабочих работать на заводах, что это — «дело сво бодного договора»; они пытаются представить капиталистов благодетелями, дающими заработок рабочему классу, и изобразить условия труда на капиталистических предприя тиях не столь уж плохими. В противовес лицемерным писа ниям буржуазных либералов (Толстой заявлял , что не знает никого подлее либералов) он показывает, как бессовестна эксплуатация, как бедственно положение рабочих, как пре следуются проявления их протеста («стачки»). Все это составляет непреходящую ценность статьи. В то же время Толстой демонстрирует в ней свое полное непонимание научного социализма. Он думает, что «комму нистическая власть» будет так же деспотична. Он рас суж дает абстрактно, не учитывая исторической конкретности, классовой сущности, качественного различия между властью капитала и властью трудящихся. Он не хочет революции и вступает в полемику с социалистическим учением, р а зви вая свои идеи непротивленчества, неучастия в зле. В своих воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевич пишет, что статья Толстого «Царство божие внутри вас» оказывала сильное влияние на молодежь, «рвавшуюся на борьбу с са модержавием», и вызывала «отнюдь не толстовские мысли». «Положительную» программу Толстого они считали «нежиз ненной, неприменимой», а «сильно действующие» обличи 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=