ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

Мучения Тантала»... (там же). Если пятьдесят лет н а з ад р а ­ бочий был уверен, что его положение определено .«самим богом», то теперь им овладело сомнение в справедливости существующего порядка: «большая половина рабочего н а ­ рода прямо признает теперь существующий порядок л ож ­ ным и подлежащим уничтожению и изменению»... (т. 28, стр 152). Толстой утверждает, что и в низшие слои рабочего народа проникли коммунистические учения. Он видит, что «рабочий нашего времени» не перестает страдать, возму­ щаться, протестовать, если даже добьется определенных эко­ номических улучшений: принцип свободы от эксплуатации овладел сознанием масс, рабочие не хотят работать «для наживы... владетеля фабрики ц завода» (т. 28, стр. 92). Пи ­ сатель подходит к осмыслению прибавочной стоимости, з а ­ являя, что доход фабрикантов «весь составляется из платы, отнятой у рабочих» (т. 28, стр. 268). Толстой разоблачает лицемерие «совестливых господ», идеологов буржуазии, которыечпишут, будто никто не з а с ­ тавляет рабочих работать на заводах, что это — «дело сво­ бодного договора»; они пытаются представить капиталистов благодетелями, дающими заработок рабочему классу, и изобразить условия труда на капиталистических предприя­ тиях не столь уж плохими. В противовес лицемерным писа­ ниям буржуазных либералов (Толстой заявлял , что не знает никого подлее либералов) он показывает, как бессовестна эксплуатация, как бедственно положение рабочих, как пре­ следуются проявления их протеста («стачки»). Все это составляет непреходящую ценность статьи. В то же время Толстой демонстрирует в ней свое полное непонимание научного социализма. Он думает, что «комму­ нистическая власть» будет так же деспотична. Он рас суж ­ дает абстрактно, не учитывая исторической конкретности, классовой сущности, качественного различия между властью капитала и властью трудящихся. Он не хочет революции и вступает в полемику с социалистическим учением, р а зви ­ вая свои идеи непротивленчества, неучастия в зле. В своих воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевич пишет, что статья Толстого «Царство божие внутри вас» оказывала сильное влияние на молодежь, «рвавшуюся на борьбу с са ­ модержавием», и вызывала «отнюдь не толстовские мысли». «Положительную» программу Толстого они считали «нежиз­ ненной, неприменимой», а «сильно действующие» обличи­ 252

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=