ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
В начале 80-х годов (именно тогда, когда центр мирового революционного движения перемещался в Россию) Толстой увидел кризис правящих классов («дармоедов») и в истори ческом конфликте становился на сторону людей труда. Он заговорил о «рабочей революции», хотя она и отпугивала его «ужасами разрушений и убийств». Слабые стороны мировоззрения Толстого отчетливо про явились (В статье в том, что он выход из кризиса искал не в революционной борьбе угнетенных масс, а в предотвраще нии рабочей революции. Он хотел бы найти спасение от всех зол в нравственном изменении людей и призывал иму щих к отказу от собственности, соблазна денег и праздно сти, к раскаянию в паразитической жизни. Немалая часть статьи заключает в себе общие места его религиозно-нрав ственной проповеди, несостоятельность которой исчерпы вающе вскрыл В. И. Ленин. Но с какой искренностью и прямотой выражено в ней сочувствие «рабочему народу», с какой огромной силой звучит критика угнетателей, как беспощадно срываются маски с буржуазно-дворянского государства, церкви, «господской» науки, вскрывается их роль в порабощении трудящихся, в апологии насилия и угнетения масс,— то есть обнаруживаются сильные стороны мировоззрения «великого бунтовщика», срывателя «всех и всяческих масок», друга трудового народа! Стимулом к новому страстному общественно-политиче скому выступлению Толстого явилась его работа «на голо де», в самой гуще народа: это статья «Царство божие внутри вас» (1890— 1893), на которую лег отсвет страшных голод ных лет. Статья наглядно демойстрирует эволюцию в згл я дов Толстого на рабочий вопрос. Россия в это время была накануне вступления в третий, пролетарский этап освобо дительного движения. Общественный подъем оказывал влияние на Толстого. Теперь он понимает (конечно, по-сво ему), что на первый план в России начинает выдвигаться противоречие между рабочими и капиталистами. В этой статье «рабочий народ» означает уже не крестьян плюс р а бочих, а именно и только промышленных рабочих. Толстой придает очень большое значение тому, что, по его наблюдениям, сознание рабочих масс изменилось: для них стало особенно мучительным сознание «вопиющего про тиворечия того, что есть, с тем, что должно бы быть»... (т. 28, стр. 92). Русский рабочий, «чувствуя себя рабом, знает, что ему не надо быть рабом, и потому испытывает 17 * 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=