ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

ва ли написал бы «Поликушку» и Платона Каратаева так, как написал, .наблюдая только сотни и тысячи тульских кре­ стьян, обработанных помещиком и церковью до полной по­ тери самосо знания»9. Д л я Горького, как мы видим, история включает и «гео­ графию» и, осмысляя творчество писателя, он считает нуж­ ным учесть не только «время» писателя, его эпоху, но и его «место», в овоем точном смысле этого слова, понять не только, куда творчество писателя направлено, но и — от­ куда... Здесь, кстати, отметим одну языковую особенность, род­ нящую трех мужиков Горького и трех мужиков Толстого. Когда мы в «Жизни Клима Самгина» читаем, что мужик, «нанизывая слово на слово... долго и непонятно объяснял различие между смыслом и причиной», а его, нами уже упо­ мянутый односельчанин, хорошо его знавший, хитреца р а зо ­ блачает: «Эго он все для того говорит, чтобы ничего не ска­ зать» 10, то мы не может не вспомнить интереснейшее у к а ­ зание Толстого (Горькому же) на одну из характерных осо­ бенностей крестьянской речи: «3 жизни они [мужики] говорят глупо, несуразно,— не сразу поймешь, что он хочет сказать. Это делается нароч­ но,— под глупостью слов у них всегда спрятано желание дать выговориться другому. Хороший мужик никогда сразу не покажет своего ума, это ему невыгодно. Он знает, что к человеку глупому подходят просто,-бесхитростно, а ему того и надо» и . Вот так именно, по-толстовски, а может быть, даже под прямым влиянием Толстого передает и Горький крестьянскую речь, речь человека, веками привыкшего быть к чужим не­ доверчивым. Впрочем, не только к чужим: в том же разгово­ ре с Горьким, который мы привели, Толстой утверждает, что крестьянин «и жене боится сказать заветную мысль». Диковинные общества В ремарках к действующим лицам «Плодов просвеще­ ния» Толстого указывается, что молодой Звездинцев — канди­ дат юридических наукг без определенных занятий, член р а з ­ ных обществ, среди них и «общества пбощрения борзых собак». Наименование этого общества звучит сатирически и могло бы показаться вымышленным, а между тем подобные обще­ 238

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=