ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г
писатель», 1959), но связь этого цикла со всеми другими произведе ниями Толстого 50-х годов подробно не рассматривается. 3 Л. Ы. Т о л с т о й . Поли. собр. соч. в 90 томах, т. 60, М., ГИХЛ, 1949, стр. 167. Далее все ссылки на письма указываются по этому из данию в тексте статьи. 4 Л. И. Т о л с т о й . Поли. собр. соч. н 90 томах, т. 47, М., ГИХЛ, 1937, стр. 60. Далее все ссылки на Дневник Толстого приводятся по этому изданию. 5 Т а м ж е, т. 46, стр. 150. 6 Т а м ж е, т. 47, стр. 58. 7 Л. Н. Т о л с т о й . Собр. соч. в 20 томах, т. 111, М., Гослитиздат, 1961, стр. 48. Далее все ссылки на тексты художественных произведе ний Толстого приводятся по этому изданию в тексте статьи. 8 Интересное и, с моей точки зрения, верное толкование этого произ ведения содержится в статье Т. С. К а р л о в о й «К творческой исто рии рассказа «Альберт». См.: Л. И. Т о л с т о й . Статьи и материалы. Горький, 1963. Известно, какие споры в кружке «Современника» вызвало это произ ведение Толстого. Во многих исследованиях достаточно подробно рас сматриваются взаимоотношения Толстого с Чернышевским, Некрасовым, Тургеневым, а также со сторонниками теории «чистого искусства», про слеживаются все изменения этих отношений, отмечаются и уступки Тол стого в пользу теории «чистого искусства» под влиянием «триумвирата», и преодоление этих кратковременных заблуждений, (см., например, кни ги, названные в примечании № 1; В. Е. Е в г е н ь е в - М а к с и м о в , Жизнь и деятельность И. А. Некрасова, т. 3, М., 1952; Н. П. П р у ц к о в, В. П. Боткин и литературно-общественное движение 40—60-х годов XIX столетня. Уч. зап. Грозненского госпединститута, филологическая серия, вып. 3. Грозный, 1947, стр. 121—122; Н. 11. А р д е н е , Творче ский путь Л. Н. Толстого. М., АН СССР, 1962 и др.). Поэтому в своей статье я не касаюсь специально этого вопроса. Исследование произве дений Толстого 50-х годов приводит) к выводу, что увлечение теорией «чистого исокусства» не было глубоким и не отразилось существенно на формировании художественного метода Толстого, на принципах его ре ализма. 9 См. другие примеры: «Юность» — I, 356; «Набег» — II, 18—19; «Се вастополь в мае» — И, 123; «Севастополь в августе» — II, 179; «Два гу с а ра »— II, 280; «Люцерн» — III, 22; «Семейное счастие» — III, 80—81,89. ю См. гл. XI в повести «Детство» — т. 1, стр. 48; гл. XXXII в повести «КДность» — т. 1 , стр. 318. Ч В «Набеге» г, II, стр. 28; в «Утре помещика» — гл. XVIII — т. II, стр. 393—394. 12 На одну сторону этого процесса обратил внимание М. Б. Х р а п ч е н к о в книге «Лев Толстой как художник». М., «Сов. писатель», 1963, стр. 15—46. 13 II. Г. Ч е р н ы ш е в с к и й в статье «Детство и отрочество. Воен ные рассказы» отметил, что использование Толстым приемов психологи ческого анализа обусловлено замыслом: «...Это совершенно зависит от положений, им изображаемых, и, наконец, просто от воли его. Однаж ды написав «Метель», которая вся состоит из ряда подобных внутрен них сцен, он в другой раз написал «Записки маркёра», в которых нет ни одной такой сцены, потому что их не требовалось по идее рассказа» (Поли. собр. соч., т. III, ГИХЛ, М., 1947, стр. 425). 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=