ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №4 1970г

Ьается прежде всего в художеспвенпом изображении отрица­ тельных сторон действительности, в изображении крушения иллюзий героя. Для выражения неосуществленной мечты 4 Толстой в ряде произведений использует художественную форму она. В изображении народа стираются противоречия между этическим и эстетическим идеалом. Образ народа свободен от риторических отвлеченностей, он отличается пластично­ стью, конкретностью, жизненной достоверностью художест­ венных форм. Полное соответствие этического и эстетического идеала наблюдается в изображении природы. Прослеживая процесс развития эстетических взглядов Толстого и становления его художественного метода, мы мо­ жем говорить об объективных и субъективных предпосыл­ ках, взаимодействие которых обусловило закономерность прихода Толстого к реализму в художественном и зображе­ нии действительности. Жгучее желание разгадать сущность общественных противоречий, их истоки, указать выход из острых социальных конфликтов современности и найти для всех этих сложнейших проблем художественные формы вы­ ражения в искусстве — этим и определяется связь этики и эстетики Толстого. ^ ' ПРИМЕЧАНИЯ 1 Связь эта отмечена ' исследователями. См., например, книги: Н. Н. Г у с е в . Жизнь Льва Николаевича Толстого. Молодой Толстой (1828— 1862). М., 1927. (Труды Толстовского музея. К столетию со дня рождения Л. Н. Толстого); Б. М. Э й х е н б а у м . Лев Толстой. Книга первая. 50-е годы. Изд-во «Прибой», Л., 1928; Н. Н. Г у с е в . Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год. М., АН СССР, 1954; Н. Н. Г у с е в . Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год. М., АН СССР, 1957; Е. Н. К у п р е я н о в а . Молодой Толстой. Тула, 1956. 2 Внутренняя связь между произведениями Толстого 50-годов была отмечена еще Н. Г. Чернышевским в «Заметках о журналах. Декабрь 1856 г.» Поли. собр. соч., т. IV, М.. ГИХЛ, 1948, стр. 682. В современной литературе о Толстом, например, Б. М. Эйхенбаума интересует законо­ мерность появления в творчестве Толстого 50-х годов новых жанровых форм. Однако поиски писателем новой формы он рассматривает как самостоя­ тельный процесс, не связанный с идейными исканиями художника (Б. М. Э й х е н б а у м . Лев Толстой. Книга первая. 50-е годы. Л.. «Прибой», 1928); М. Б. Х р а п ч е н к о в кн.: «Лев Толстой как худож ­ ник», М., «Сов. писатель», 1963, указывает на единство произведений Толстого, возникших на разных этапах творчества. Убедительно раскры­ вает внутреннюю связь «Севастопольских рассказов», составивших единый цикл, Я. Б и л н и к и с в кн. «О творчестве Л. Н. Толстого» (Л., «Сов. 218

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=